Цель программы развития образовательной системы любого уровня (локальной, муниципальной, региональной, федеральной) направлена на реализацию идеи развития всех ее структур и подсистем, включающих образовательные, обеспечивающие, инновационные, управленческие процессы.
В результате реализации программы предполагается качественное изменение основных субъектов образовательного процесса - личности обучающегося, педагога, руководителя.
Для определения степени достижения целей программы, оценки изменений внутри системы в результате целенаправленного воздействия на нее определенных нововведений важно разработать и согласовать инвариантные и вариативные критерии и показатели оценки, ввести единые подходы к осуществлению мониторинга состояния и результатов функционирования и развития образовательных систем разного уровня.
Выполнение данного условия позволит оценить качество образования, поскольку качество образования, по мнению ряда ученых, представляет собой степень соответствия показателей состояния и результатов образовательной системы сформулированным целям.
Актуальность проблемы подтверждает и система процедур, регламентирующих в современных условиях деятельность образовательных учреждений - локальных образовательных систем. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений позволяют сегодня реально оценить качество условий обеспечения образовательного процесса, качество содержания и результатов деятельности образовательного учреждения, а также определить (подтвердить) их статус.
Создание системы управления качеством образования, способной оценить соответствие достигаемого результата утвержденным требованиям и нормативным показателям на основе освоения и совершенствования технологий лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений - проблема, требующая особого внимания и серьезной разработки со стороны научных, методических учреждений, органов управления образованием различного уровня.
Важной составляющей этого направления является разработка и освоение единой комплексной технологии получения и оценки результатов образовательной деятельности учреждений разных типов и видов на основе четко построенной системы методик, ориентированных как на диагностику учебных достижений обучающихся, так и на диагностику их личностных достижений в различных сферах жизнедеятельности, а также на развитие индивидуальности обучающихся.
Созданная система получения и оценки результатов позволит объективно решить задачу юридически обоснованного присвоения учреждениям определенного статуса в ходе их аккредитации на основе средних показателей освоения образовательных программ для учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории Ленинградской области.
Цель проекта - определение и обеспечение реализации механизма управления качеством образования на территории Ленинградской области.
Задачи проекта:
освоить инновационные модели развития региональной системы образования;
определить показатели качества образования для образовательных систем разного уровня;
разработать технологии оценки качества образования, обеспечивающие получение достоверных и сопоставимых данных через процедуры аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Основные направления проекта:
создание системы мониторинга реализации программы развития образования Ленинградской области и обеспечение ее функционирования;
организация разработки региональной концепции качества образования;
разработка методологии и технологии системной диагностики качества образования с позиции комплексного подхода к анализу и оценке процессов развития;
обеспечение защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов;
совершенствование механизмов лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
проведение централизованного мониторинга качества образования в образовательных учреждениях, являющихся региональными экспериментальными площадками;
создание вспомогательной службы (лаборатории, кафедры, центра) системной диагностики в Ленинградском областном институте развития образования, обеспечивающей процедуру аттестации образовательных учреждений на основе единых подходов к определению и оценке качества образования в образовательном учреждении;
оптимальное развитие всех направлений деятельности экспертного совета при комитете общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, включающих отбор и экспертизу инновационных проектов, присвоение статуса школа-лаборатория образовательным учреждениям, работающим в экспериментальном режиме, определение критериев и оценку деятельности образовательных учреждений региональных экспериментальных площадок;
создание многопрофильной психологической службы как условия повышения качества непрерывного образования;
проведение социологических исследований образовательных потребностей населения области, ценностных ориентаций обучающихся;
участие в международных исследованиях по программам "РISА" и "SIVLC".
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность органов управления образованием по вопросам оценки качества образования в образовательных учреждениях; внесение на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проектов областных законов "О начальном профессиональном образовании", "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О правовом регулировании деятельности органов системы образованием Ленинградской области");
научно-методическое (создание концепции качества образования; разработка методических рекомендаций и пособий по проведению аттестации образовательных учреждений);