В ходе реализации данного проекта будут решаться задачи разработки и апробации концепций школьного образования, направленных на обеспечение его высокого качества: поиске новых способов осуществления принципов гуманизации и интеграции образования на основе человекоцентристского подхода к содержанию и технологиям обучения, внедрение наукоемких технологий образования, развитие вариативных моделей школ (аграрных, природных, культуротворческих, школ человекознания и воспитания будущих родителей), в т.ч. общеобразовательных учреждений повышенного уровня образования.
В ходе реализации проекта предполагается разработать и апробировать концепцию развития общеобразовательной школы как школы здоровья. В рамках этого предстоит подготовить программу охраны здоровья школьников как систему деятельности администрации, педагогического коллектива, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей и общественности; внедрить в школу службу психолого-валеологического обеспечения, отработать систему медико-валеологической диагностики.
Здоровье - это комплексная социально-педагогическая и медицинская межведомственная проблема. Системное решение проблемы здоровья на региональном уровне предусматривает целенаправленную работу в следующих сквозных для всех ступеней непрерывного образования стратегических направлениях:
психолого-педагогическое;
медико-профилактическое, включая мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей и его динамики;
спортивно-оздоровительное;
социально-экологическое с разработкой муниципальных оздоровительных программ для населения с учетом неблагоприятных экологических факторов и вызываемых ими заболеваний;
организационно-управленческое, включая межведомственную координацию.
В современном мире большое значение уделяется экологическому образованию.
В общей системе современной культуры экологическая культура приобретает исключительно важное значение, являясь условием реализации концепции устойчивого развития. Таким образом, одной из задач образовательного процесса стало осуществление экологического образования и воспитания.
В последние десятилетия этой проблеме на международном уровне уделялось большое внимание, однако в России неопределенность содержания учебного предмета "экология", отсутствие его в структуре федерального компонента привели к разнобою в реализации экологического образования на нынешнем этапе и могут оказаться преградой для обеспечения его в будущей 12-летней школе. Между тем модель школы XXI века немыслима без экологии как одного из условий обновления содержания образования. Это объясняет необходимость создания экологических школ.
В этой проблеме достаточно перспективным представляется опыт организации разного типа экологических школ и классов, где экологическое образование имеет системообразующую функцию. Изучение моделей такого типа образовательных учреждений необходимо, ибо они расширяют свою воспитательную деятельность в иные образовательные области и позволяют решать задачу гармонического развития личности школьника.
Системный подход к исследованию и развитию экологической образовательной области является условием обеспечения качества образования, что требуется для построения реальной модели школы XXI века, включает в образовательный процесс новые технологические подходы, учебно-методическое обеспечение нового поколения и переподготовку качественно нового учителя.
Цель проекта - разработка и освоение конкретных программ развития вариативных моделей школ как одного из приоритетных направлений развития системы образования Ленинградской области.
Задачи проекта:
разработать и организовать апробацию моделей здоровьесберегающих школ на основе подготовки учебно-программного комплекса по валеологии, психологии;
разработать и организовать апробацию моделей экологических школ в системе непрерывного экологического образования на основе преемственности уровней и ступеней образования;
способствовать развитию вариативных инновационных моделей в образовательных учреждениях разного типа и вида, в том числе на селе.
Основные направления проекта:
развитие здоровьесберегающей, экологической направленности общего образования;
определение экспериментальных площадок для разработки моделей здоровьесберегающей, адаптивной, эколологической школ, школы человекознания и воспитания будущих родителей,
разработка нормативно-правового обеспечения экспериментальной деятельности;
проведение переподготовки и повышения квалификации учителей, участвующих в экспериментальной работе;
разработка на базе Ленинградского областного института развития образования и Ленинградского государственного областного университета им.А.С.Пушкина учебно-методического, научно-методического сопровождения;
привлечение к совместной профилактической работе врачей, родителей, общественности;
создание информационной базы данных, информирование общественности города (района) о состоянии и динамике здоровья учащихся и учителей школ;
дальнейшее развитие образовательных учреждений повышенного уровня на основе анализа социального заказа населения конкретных муниципальных образований;
создание школ-лабораторий по разработке инновационных проектов развития системы образования в регионе.