Совершенствование содержания образования на современном этапе развития российского общества предусматривает принципиальную смену образовательного процесса - переход от модели "информационно-накопительной", ориентированной на пассивное усвоение большого объема информации к модели "методологически ориентирующей", основанной на создании ценностно-ориентированного, конструктивного стиля мышления и новых способов самостоятельной творческой деятельности. Реализация такой модели должна иметь принципиальную опору на межпредметную интеграцию, взаимосвязь различных научных областей, формирование системного и позитивного стиля мышления и мотивации достижения успеха.
Проектирование обновления содержания регионального образования предполагает разработку преемственных типовых образовательных программ с федеральным и национально-региональным компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования.
Ежегодное увеличение объема информации, получаемой на уроках, ведущее к увеличению психологической, интеллектуальной, физической нагрузки учащихся, требует коренного пересмотра содержания, структуры учебных планов и программ, а также увеличения продолжительности обучения в школе до 12 лет.
Цель проекта - обновление содержания образования, обеспечивающее новое качество образования, сохранение здоровья школьников, их социализацию, целостное развитие личности, включение в социально полезную деятельность, адаптацию к новым условиям развития социокультурной среды Ленинградской области.
Задачи проекта:
введение и реализация федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования;
участие в федеральном эксперименте по переходу на 12-летнее обучение в школе;
дальнейшее расширение вариативности общего образования путем разработки образовательных программ, в том числе повышенного уровня.
Основные направления проекта:
определение и организация работы экспериментальных площадок для подготовки перехода школы на 12-летнее обучение;
обеспечение организационной и научно-методической помощи педагогическим коллективам школ, работающим в режиме эксперимента по переходу на 12-летнее обучение;
подготовка педагогических и руководящих кадров нового поколения, способных обеспечить качество образования в условиях подготовки к реализации нового учебного плана и учебных программ;
разработка и экспертиза образовательных программ, в том числе повышенного уровня (гимназия, лицеи, школы с углубленным изучением предметов);
разработка учебно-методических комплексов национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта;
проведение курсов повышения квалификации учителей по региональным учебным курсам;
проведение мониторинга результативности региональных учебных курсов.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка региональных документов, обеспечивающих деятельность школ повышенного уровня обучения, а также деятельность экспериментальных площадок по переходу на 12-летнее обучение);
программно-методическое (руководство областными экспериментальными площадками по переходу на 12-летнее обучение, разработка и публикация программно-методического обеспечения регионального компонента образовательного стандарта);
кадровое (переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по новому содержанию образования);
информационное (издание в информационно-аналитическом сборнике материалов мониторинга эксперимента по переходу на 12-летнее обучение; по отработке и реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта и т.д.);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относятся разработка учебно-методического комплекса регионального компонента государственного стандарта, приобретение федеральных комплектов учебно-программных материалов для 12-летней школы.
Ожидаемые результаты проекта:
создание 6 экспериментальных площадок по подготовке перехода на 12-летнее обучение в школе;
создание информационно-компьютерного банка данных по подготовке перехода на 12-летнее обучение;
повышение квалификации учителей экспериментальных школ по переходу на 12-летнее обучение: учителей, ведущих региональные учебные курсы;
наличие и использование новых образовательных программ в школах повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным преподаванием предметов);
изучение и знание школьниками истории, культуры, экологии и экономики Ленинградской области.