Недействующий

О региональной целевой Программе развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (с изменениями на 7 марта 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 18.07.2011 N 221)

Проект 9. Дети - сироты Ленинградской области


На 1 января 2000 года в Ленинградской области число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 7100, из них 3300 находится в детских домах, школах-интернатах, ПТУ, домах ребенка.

90% сирот составляют так называемые "социальные сироты", т.е. дети, оставшиеся без попечения родителей из-за отказа, фактического отстранения от воспитания, недееспособности (болезни родителей), нахождения родителей в местах лишения свободы.

Основа сиротства как социального явления - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности семьи).

В области сложилась чрезвычайная ситуация с детской безнадзорностью. В период с 1995 по 2000 год в области открыто 14 детских домов (Тихвинский, Торосовский, Сосновский, Шлиссельбургский и др.).

Правительством Ленинградской области с декабря 1998 года создана служба по опеке, попечительству и усыновлению. На 1 января 2000 года число детей, усыновленных родственниками, составило 2469, "чужими" гражданами - 4513; 3925 детей переданы под опеку.

Однако большая часть детей-сирот продолжает воспитываться в детских учреждениях интернатного профиля. На 1 января 2000 года в домах ребенка насчитывалось 300 детей, в школах-интернатах - 611, профессионально-технических училищах - 555, педагогических училищах - 17, институтах - 28.

Очевидно, что ныне действующая система сиротских учреждений несовершенна, для нее характерно следующее:

подчиненность учреждений разным ведомствам;

многочисленные перемещения ребенка (дом ребенка, дошкольный детский дом, школьный детский дом);

недостаточная психологическая поддержка ребенка со стороны соответствующих служб;

нерешенность социальных проблем (обеспечение жильем).

Цель проекта - реализация в Ленинградской области прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачи проекта:

создание условий для предупреждения социального сиротства;

обеспечение социально-педагогических мер, направленных на компенсацию родительской депривации, психологическое восстановление и социальную ориентацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствование мер социальной поддержки выпускников детских домов;

материально-техническое и кадровое обеспечение системы профилактики сиротства, социальной защиты детей-сирот, оказание им поддержки и помощи.

Основные направления проекта:

разработка и принятие областного закона "О государственных минимальных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми";

взаимодействие образовательных учреждений всех видов и типов со структурными подразделениями муниципальных образований (ОППН, КДН, отдел по социальной защите населения и др.) по ранней профилактике сиротства, работа с семьей группы "риска";

введение ставки социальных педагогов в штаты общеобразовательных учреждений муниципальных образований области для работы с детьми группы "риска";

подготовка социальных педагогов по программе "Правовое обучение социальных педагогов" (совместно с Ленинградским областным институтом развития образования на кафедре воспитательной работы);

введение дополнительных ставок социальных педагогов в детских домах и школах-интернатах (из расчета 1 ставка на 50 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

открытие детского дома в муниципальном образовании Всеволожский район;

обеспечение функционирования Центра социальной реабилитации "Подросток" (при ПУ N 48) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание в детских домах, школах-интернатах и общеобразовательных школах психолого-медико-педагогического сопровождения детей;

совершенствование семейных форм устройства детей-сирот (усыновление, опека (попечительство), приемная семья, использование альтернативных форм устройства детей в семью);