Серьезные изменения в системе оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, которые произошли по всей стране, имеют место и в Ленинградской области.
Удорожание содержания оздоровительных стационарных лагерей привело к тому, что они стали невыгодны.
В настоящее время реальную возможность отдыхать в загородных оздоровительных лагерях имеет только каждый десятый ребенок до 15 лет, проживающий в городе, а среди сельских детей и подростков этот показатель значительно ниже.
Поэтому в области за последние годы в новых социально-экономических условиях, исходя из возможностей семьи и потребностей ребенка, работа по оздоровлению и организации отдыха детей и подростков проходила в большинстве своем на базах учреждений муниципальных образований Ленинградской области (общеобразовательные, социальной защиты населения, здравоохранения, культуры).
В результате за последние годы каждый третий житель от 7 до 15 лет отдохнул в таких типах оздоровительных лагерей, 80 - 90% детей и подростков были охвачены разными формами работы.
Проблемой в оздоровлении остается создание правовых, экономических, кадровых и организационных условий, направленных на стабилизацию стационарных оздоровительных лагерей с круглогодичным оздоровлением детей и подростков, возрождению лагерей труда и отдыха, обеспечение методической поддержки профильных оздоровительных лагерей.
Задачи проекта:
объединение организационных и экономических усилий комитета общего и профессионального образования, администраций муниципальных образований, внебюджетных фондов на выполнение социального заказа родителей, образовательных учреждений, детей и подростков на оздоровление, отдых и занятость в летнее время;
создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в общеукрепляющих, экологических, спортивных, туристических, краеведческих, археологических, фольклорно-ремесленных, художественных, технических, оборонно-спортивных оздоровительных лагерях;
обеспечение в приоритетном порядке детей и подростков, нуждающихся в социальной поддержке государства;
оздоровление, отдых и занятость детей и подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;
обеспечение трудовой занятости детей и подростков;
создание комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха, занятия физической культурой и спортом.
Основные направления деятельности:
внедрение концептуальных моделей детских оздоровительных учреждений различных типов и видов;
отработка программ профильных оздоровительных лагерей (экологических, творческих, фольклорно-ремесленных, реставрационных, туристических, для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей с девиантным поведением);
создание экспериментальных детских оздоровительных лагерей, работающих по инновационным программам;
проведение ежегодного областного конкурса на лучший оздоровительный лагерь;
отработка системы координации деятельности комитета общего и профессионального образования с комитетом по труду и социальной защите населения, комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, комитетом по здравоохранению, комитетом по культуре по реализации летних оздоровительных программ;
санитарно-медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования учреждений детского отдыха и оздоровления.
Ресурсное обеспечение проекта:
информационное (ежегодный анализ состояния оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время);
программно-методическое (ежегодная разработка Ленинградской областной комплексной программы "Лето", разработка организационно-методических основ организации и координации работы по оздоровлению, отдыху и занятости детей и подростков в летнее время).
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относится ежегодное выделение финансовых средств из федерального, областного и муниципальных бюджетов, внебюджетных фондов на оздоровление, отдых и занятость детей и подростков. Программой "Лето-2001" предусматривается выделение из областного бюджета 95000 тыс.руб., из муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов - 13350 тыс.руб.
Ожидаемые результаты проекта:
увеличение сети оздоровительных учреждений в летнее время;
улучшение физического и психического здоровья детей и подростков;
снижение социальной напряженности среди родителей, детей и подростков, требующих поддержки со стороны государства;