Недействующий

О региональной целевой Программе развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (с изменениями на 7 марта 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 18.07.2011 N 221)

Проект 1. Дошкольное образование


Необходимость разработки данного проекта обусловлена появлением ряда негативных тенденций в дошкольном образовании области. Особую тревогу вызывает значительное ухудшение в последние годы здоровья детей. Об этом свидетельствует рост заболеваемости дошкольников Ленинградской области.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

12,3 детодней

12,8 детодней

14 детодней

14,9 детодней


Тяжелое экономическое положение многих семей привело к оттоку детей из дошкольных образовательных учреждений, особенно в сельской местности. Даже существующая минимальная родительская плата оказывается слишком высокой для многих семей. Снижение рождаемости ведет к сокращению численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, а значит - удорожанию содержания ребенка, т.е. росту родительской платы.

Все перечисленное приводит к уменьшению контингента детей (с 1996 по 1998 год на 6289 человек) и сокращению сети дошкольных образовательных учреждений (с 1996 по 1999 год на 87).

Статистика свидетельствует о том, что 32% детей Ленинградской области поступают в первый класс, не пройдя подготовку в детском саду. Семейное образование не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. В результате примерно треть, детей не готовы к школе, что создает для них серьезные проблемы в обучении.

Системный анализ позволяет утверждать, что практически все проблемы начальной школы произрастают из дошкольного периода детства. Наблюдается тенденция роста негативного отношения учащихся начальной школы к учению, учителю и школе.

Во многом это объясняется тем, что ребенок не был подготовлен к школе. Вместе с тем нередко подготовка ребенка к школе заменяется жестким, интенсивным обучением, вызывающим эмоциональное переутомление.

Возникает определенный парадокс: в результате такой подготовки школа получает ученика, потенциально имеющего низкий порог "школьной зрелости", что выражается в недостаточном развитии любознательности, способностей, коммуникативности, творческого воображения, самостоятельности. Дошкольник, пройдя школу обучения в детском саду с такой направленностью, не готов к учебной деятельности в школе.

Налицо нарушение прав ребенка на полноценное развитие в дошкольном детстве, преувеличение интеллектуальной доминанты в ущерб гармонично-целостному развитию личности.

Перечисленные негативные тенденции появляются в результате отсутствия или нарушения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальными классами школы.

Решение указанных проблем затрудняется также по причине нехватки высококвалифицированных специалистов (количество воспитателей с высшим образованием в Ленинградской области - 16%, а руководителей дошкольных образовательных учреждений - 67%), неподготовленностью к работе по программам нового поколения и реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Процесс совершенствования профессионализма управленческой деятельности происходит медленно, что также сказывается на качестве образования.

Таким образом, назрела необходимость совершенствования системы дошкольного образования, предусматривающая ряд мер, корректирующих указанные выше негативные тенденции и явления.

Цель проекта - обеспечение общедоступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех групп населения Ленинградской области.

Задачи проекта:

сохранение и развитие различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их развития в соответствии с потребностями населения;

создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода.

Основные направления проекта:

разработка программного и учебно-методического обеспечения, образовательных программ дошкольного образования;

проведение экспериментальной работы по апробации новых форм, методов дошкольного образования, организации работы дошкольных образовательных учреждений;

обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, интеграция дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования;

внедрение новых образовательных технологий;

развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях различных видов;

содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Ресурсное обеспечение проекта:

программно-методическое (разработка экспериментального программного материала, апробация и внедрение экспериментальных программ, разработка критериев оценки результатов экспериментальной работы);