Необходимость разработки данного проекта обусловлена появлением ряда негативных тенденций в дошкольном образовании области. Особую тревогу вызывает значительное ухудшение в последние годы здоровья детей. Об этом свидетельствует рост заболеваемости дошкольников Ленинградской области.
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
12,3 детодней | 12,8 детодней | 14 детодней | 14,9 детодней |
Тяжелое экономическое положение многих семей привело к оттоку детей из дошкольных образовательных учреждений, особенно в сельской местности. Даже существующая минимальная родительская плата оказывается слишком высокой для многих семей. Снижение рождаемости ведет к сокращению численности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, а значит - удорожанию содержания ребенка, т.е. росту родительской платы.
Все перечисленное приводит к уменьшению контингента детей (с 1996 по 1998 год на 6289 человек) и сокращению сети дошкольных образовательных учреждений (с 1996 по 1999 год на 87).
Статистика свидетельствует о том, что 32% детей Ленинградской области поступают в первый класс, не пройдя подготовку в детском саду. Семейное образование не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. В результате примерно треть, детей не готовы к школе, что создает для них серьезные проблемы в обучении.
Системный анализ позволяет утверждать, что практически все проблемы начальной школы произрастают из дошкольного периода детства. Наблюдается тенденция роста негативного отношения учащихся начальной школы к учению, учителю и школе.
Во многом это объясняется тем, что ребенок не был подготовлен к школе. Вместе с тем нередко подготовка ребенка к школе заменяется жестким, интенсивным обучением, вызывающим эмоциональное переутомление.
Возникает определенный парадокс: в результате такой подготовки школа получает ученика, потенциально имеющего низкий порог "школьной зрелости", что выражается в недостаточном развитии любознательности, способностей, коммуникативности, творческого воображения, самостоятельности. Дошкольник, пройдя школу обучения в детском саду с такой направленностью, не готов к учебной деятельности в школе.
Налицо нарушение прав ребенка на полноценное развитие в дошкольном детстве, преувеличение интеллектуальной доминанты в ущерб гармонично-целостному развитию личности.
Перечисленные негативные тенденции появляются в результате отсутствия или нарушения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальными классами школы.
Решение указанных проблем затрудняется также по причине нехватки высококвалифицированных специалистов (количество воспитателей с высшим образованием в Ленинградской области - 16%, а руководителей дошкольных образовательных учреждений - 67%), неподготовленностью к работе по программам нового поколения и реализации личностно-ориентированного подхода к ребенку.
Процесс совершенствования профессионализма управленческой деятельности происходит медленно, что также сказывается на качестве образования.
Таким образом, назрела необходимость совершенствования системы дошкольного образования, предусматривающая ряд мер, корректирующих указанные выше негативные тенденции и явления.
Цель проекта - обеспечение общедоступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех групп населения Ленинградской области.
Задачи проекта:
сохранение и развитие различных видов дошкольных образовательных учреждений и обеспечение их развития в соответствии с потребностями населения;
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода.
Основные направления проекта:
разработка программного и учебно-методического обеспечения, образовательных программ дошкольного образования;
проведение экспериментальной работы по апробации новых форм, методов дошкольного образования, организации работы дошкольных образовательных учреждений;
обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, интеграция дошкольных образовательных учреждений с образовательными учреждениями общего и дополнительного образования;
внедрение новых образовательных технологий;
развитие разнообразных форм оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях различных видов;
содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Ресурсное обеспечение проекта:
программно-методическое (разработка экспериментального программного материала, апробация и внедрение экспериментальных программ, разработка критериев оценки результатов экспериментальной работы);