Специфика дополнительного образования как гибкой системы, способной быстро реагировать на запросы населения в творческом развитии личности, обеспечивает широту культурного кругозора, многоуровневые программы в разных видах деятельности. В рамках дополнительного образования развиваются увлечения, привычки к культуре досуга, устойчивая среда интеллектуального и нравственного общения.
На данном этапе своего развития система дополнительного образования детей области имеет тенденцию к стабилизации, но требует дальнейшей поддержки со стороны органов исполнительной и законодательной власти, органов управления образованием, совершенствования и ресурсного обеспечения. При выполнении этих условий система будет развиваться как устойчивая социально-педагогическая система.
Цель проекта - обеспечение основных прав детей и подростков на выбор видов и форм деятельности, развитие способностей, а также создание оптимальных условий для выявления и развития нравственного, интеллектуального, физического потенциала учащихся, творческой одаренности.
Задачи проекта:
развитие социального творчества детей и подростков средствами дополнительного образования через совершенствование деятельности творческих объединений, расширение опыта самоуправления, социальной организации, партнерства и взаимодействия воспитанников детских коллективов;
повышение качества образовательных услуг, уровня образованности детей и подростков через расширение спектра разноуровневых, вариативных образовательных программ, повышение компетентности педагогических кадров в сфере психолого-педагогических знаний.
Основные направления проекта:
обеспечение государственных гарантий сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
разработка нормативной правовой и методической базы для различных видов учреждений дополнительного образования детей;
изучение спроса на услуги дополнительного образования детей и формирование соответствующих предложений;
организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграция дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования;
создание системы работы с одаренными детьми;
обновление содержания дополнительного образования (обновление и создание новых образовательных программ, разработка основ деятельности коллективов учреждений дополнительного образования детей как детских общественных объединений, подготовка программ дополнительного образования для сельских школ, развитие организационно-педагогических форм интеграции основного и дополнительного образования);
совершенствование управления системой дополнительного образования детей (экспертиза учреждений дополнительного образования, координация деятельности всех компонентов региональной системы управления развитием дополнительного образования детей и др.);
разработка научно-методического сопровождения экспериментальной и инновационной деятельности учреждений дополнительного образования, разработка моделей методической службы, разработка концептуальных основ экспертизы качества дополнительных образовательных программ.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (разработка региональных нормативных документов, обеспечивающих деятельность учреждений дополнительного образования различных видов);
научно-методическое (разработка концепций развития учреждений дополнительного образования, разработка моделей методической службы, экспертизы качества дополнительных образовательных программ);
учебно-методическое (разработка образовательных программ, учебно-методических комплексов);
информационное (широкое информирование общественности о результатах работы учреждений дополнительного образования, творческих достижениях учащихся);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относится профильное обучение одаренных детей в лагере "Зеркальный".
Ожидаемые результаты проекта:
удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
расширение сферы и перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
развитие системы различных видов учреждений дополнительного образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;
подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы учреждений дополнительного образования детей;
индивидуальная работа с одаренными детьми;
наличие нормативно-правовых документов, обеспечивающих качественную работу учреждений дополнительного образования.