Недействующий

О региональной целевой Программе развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (с изменениями на 7 марта 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 18.07.2011 N 221)

3. Итоги реализации региональной Программы развития образования
Ленинградской области до 2000 года: достижения и нерешенные проблемы


Региональная Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года (далее - Программа) была разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13 апреля 1996 года N 12-ФЗ и утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 12 ноября 1997 года N 40.

Программа определила основные стратегические направления развития образования Ленинградской области до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования в русле задач ее развития и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей области.

Региональная Программа развития образования Ленинградской области строилась с учетом педагогических возможностей, ее научных, кадровых, организационных ресурсов. Степень реализации Программы определялась возможностями ее финансового обеспечения, поэтому в условиях финансового дефицита не все проекты, включенные в нее, были реализованы в полной мере.

Выполнение Программы осуществлялось в русле региональной социально-культурной политики с учетом демографических тенденций на основе взаимодействия различных ведомств, общеобразовательных и государственных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.

Программа явилась основанием для принятия Правительством области ряда законодательных, нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации регионального компонента на всех ступенях его непрерывного развития.

Программа создала условия муниципальным органам управления и работникам сферы образования для реализации социальных и педагогических функций; жителям Ленинградской области - участвовать в развитии образования, контролировать его качество.

Одной из главных задач, осуществленных в последнее пятилетие, было обеспечение развития многопрофильной, разноуровневой и вариативной системы образования в целях удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей всех социальных слоев населения.

Главный итог выполнения этой задачи - переход от унитарной к вариативной системе образования, создание возможности выбора для всех участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги), связанного с появлением разных типов и видов образовательных учреждений, многообразием учебных программ, созданием базисного регионального учебного плана, стандартов регионального компонента.

Система образования была переведена в режим развития. Составляющими этого процесса стали развертывание инновационной деятельности опытно-экспериментальной работы в учреждениях, развитие партнерских отношений; формирование областной системы среднего специального, высшего и послевузовского образования, ее ориентация на решение различных проблем социально-экономических задач области, развитие горизонтального или сетевого взаимодействия на муниципальном уровне, переход на новый перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты в начальном профессиональном образовании, складывающаяся система работы с одаренными детьми.

Однако в ходе реализации вышеназванной задачи возникли серьезные противоречия и проблемы:

между необходимостью комплексного развития инновационных процессов в системе муниципального и регионального образования и недостаточным уровнем теоретического осмысления потребности в гуманизации инноваций, неразработанностью их научных основ и педагогических условий;

между объективным характером развития мировых тенденций гуманизации образования и в значительной мере стихийным характером адаптации планов и программ школы к новым социально-экономическим условиям;

между ориентацией современных образовательных учреждений на формирование инновационных образовательных программ и недостаточной научной обоснованностью ценностного подхода в их разработке с учетом эффектов достижения социально-воспитательных результатов гуманизации.

Вследствие этого имеет место неудовлетворенность выпускников школ недостаточной их подготовленностью к самостоятельному решению "послешкольных" проблем в различных сферах жизнедеятельности: определению своего поведения на рынке труда, участию в социально-политической жизни. Эта неудовлетворенность разделяется и самой школой, которая ищет педагогические средства социализации учащихся, адекватные меняющейся социальной ситуации.

Наметился существенный разрыв между возможностями вариативного выбора обучения учащихся сельских и городских школ, вызванный рядом объективных и субъективных причин.

Для дальнейшего развития вариативной системы образования существуют значительные препятствия:

социальные (материальное положение многих семей ограничивает их возможности выбора образовательных учреждений);

организационно-педагогические (несоответствие сети образовательных учреждений спросу в сфере образования);

психологические (неготовность, а порой и неспособность части педагогов принять идею образовательных услуг).

Разрешение данных противоречий возможно путем изменения порядка формирования сети образовательных учреждений, правил приема в них, изменений в системе аттестации обучающихся, педагогов и образовательных учреждений.

Частью Программы развития образования до 2000 года стала концепция развития сельской школы Ленинградской области. В ходе ее реализации были разработаны, прошли апробацию и стали реальностью модели аграрной, природной, экологической и культурологической школ. Широко варьировалась модель адаптивной школы на селе: "школы для всех", "школы успешной деятельности", "школы равных возможностей". Несмотря на сложные социально-экономические условия, удалось сохранить сеть сельских школ (в 278 школах учатся 70,6 тысячи школьников).

Реализации права на образование способствовало и сохранение сети вечерних (сменных) школ. В 25 учреждениях этого вида обучается 5,5 тысячи учащихся. Однако для дальнейшего их функционирования необходимо определить региональную политику в соответствии с современными образовательными и социально-экономическими потребностями.

В реализации задачи создания условий для развития личности учащихся, расширении масштабов социально значимой деятельности детей и подростков положительную роль сыграли разработанные концепции "Воспитание школьников Ленинградской области" и "Психолого-педагогическая поддержка учителя и ученика".

В области наметилась тенденция к воссозданию детских организаций и движений. Самым многочисленным является экологическое движение, которое объединяет около 90 школ. Возросло внимание к школьному самоуправлению, идет восстановление института классных руководителей и старших вожатых.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, поддержке национальной русской, вепсской и финской школ.

Однако в этой работе остается еще немало нерешенных проблем и негативных тенденций:

нивелирование у части подростков, молодежи таких нравственных ценностей, как Родина, общество, человек, труд;

отсутствие повсеместной социальной практики в виде самоуправления, детских организаций лишает учащихся возможности иметь социальный опыт уже в школе;