Таблица 4.
Внебюджетные источники финансирования
Сумма (млн.долл.) | |||
Общая | Вложено | Операционные | |
Билеты | 540 | 540 | |
Услуги экспонентам | 100 | 100 | |
Услуги посетителям и лицензии | 150 | 150 | |
Реализация выставочной деревни | 80 | 80 | |
Спонсоры | 200 | 200 | |
Инвесторы, в т.ч. | 8800 | ||
Инвестиции в строительство гостиниц | 8600 | ||
Прочие инвестиции | 200 | ||
ИТОГО: | 8600 | 1270 |
Расшифровка статей приведена ниже.
Внебюджетные источники
Билеты | В прогнозе развития России до 2010 года приводятся базовые цифры, характеризующие ВВП и конечное потребление домашними хозяйствами, согласно которым конечное душевое потребление возрастет к 2010 году по сравнению с 2000 годом примерно в 2,5 раза* в долларовом выражении. |
______________ См. [1] с. 193, 197. | |
Применительно к цене входного билета на Всемирную выставку ЭКСПО-2010 такое изменение означает снижение цены с 20 до 8 долл. США, т.е. по текущему обменному курсу до 220 руб. Именно на такую цену следует ориентироваться применительно к сегодняшнему дню. Для сравнения отметим, что цена билета в кинотеатры, оборудованные на современном уровне, колеблется сегодня от 120-до 200 руб* (за исключением льготных дневных сеансов). | |
При этом следует иметь в виду, что прогнозируемая цена входного билета - 20 долл. является наиболее низкой по сравнению с ценой билета всех предыдущих всемирных выставок. | |
Поступления от продажи билетов на ЭКСПО составят примерно 540 млн. долл. | |
Услуги | В соответствии с принципом проведения всемирных выставок их "участники - не клиенты, но партнеры устроителей", и взимание с них арендной платы за выставочные площади является чрезвычайно непопулярной мерой, снижающей шансы страны на победу в конкурсе за право организовать ЭКСПО-2010. |
Однако в ходе работы выставки с участников взимается плата за предоставление разнообразных платных услуг, как то: коммунальных, охраны, сигнализации, связи, уборки территории и т.п. Плата за эти услуги по правилам не может быть выше их себестоимости для организатора, но вполне может полностью покрывать соответствующие расходы. | |
Так за счет экспонентов может быть покрыта часть расходов на уборку территории и павильонов - 6 млн. долл., охрану - 3 млн. долл., коммунальные услуги - 35 млн. долл., услуги связи, включая мобильную, и доступ в Интернет | |
Арендная плата за проживание персонала в выставочной деревне из минимального расчета 40 долл. на человека в день при заполняемости 70% позволит получить примерно 55 млн. долл. | |
Услуги посетителям, | Для организации обслуживания посетителей коммерческие организации заключают договора концессии или покупают лицензии на организацию торговли и пунктов питания. Кроме того, использование символики ЭКСПО-2010 на товарах, сувенирной продукции, в магазинах, гостиницах |
Спонсорские | Традиционно всемирные выставки привлекают значительное число спонсоров. В частности, на всех последних ЭКСПО главными спонсорами выступали такие транснациональные компании как Coca-Cola, McDonalds, IBM, Microsoft, Shell, а также крупные национальные фирмы, корпорации, финансовые структуры. Спонсорские пакеты на прошлых выставках составляли от 400 до 900 млн. долл. (в частности, ЭКСПО-98 в Лиссабоне - около 680 млн. долл., ЭКСПО-2000 в Ганновере - около 900 млн. долл.)***. |
Как правило, за счет спонсоров покрываются расходы на создание и обслуживание тематических павильонов, культурную программу, часть расходов на павильон страны организатора ЭКСПО, поддержку участия малых и развивающихся стран. Принимая во внимание опыт проведения в Москве Детских и юношеских Олимпийских игр, празднования 850-летия Москвы, традиционных | |
Инвесторы* | Как указывалось выше, основные затраты на строительство гостиниц предполагается осуществлять за счет привлечения частных инвестиций. Их объем составляет 8,6 млрд. долл. и, как показывает сегодняшний опыт строительства и реконструкции гостиниц, привлечение таких средств в течение 7-8 лет вполне реально при условии официального объявления о проведении ЭКСПО 2010 в Москве. |
______________ ** Расчет делался пропорционально площадям, арендуемым странами, не пользующимися поддержкой устроителя, что составляет примерно 55%. *** См. [9-12]. | |
В случае поддержки МБВ кандидатуры России и решения имущественно-правовых вопросов, ВВЦ может провести работу по привлечению крупных российских и иностранных инвесторов для долевого участия в строительстве новых выставочных площадей. | |
Это позволит существенно сократить бюджетное финансирование строительства новых выставочных площадей и реконструкцию существующих сооружений, предприятий питания, торговли и развлечений. Суммарный объем сторонних инвестиций можно оценить в размере 200 млн. долл. |
Если рассматривать баланс бюджетных затрат на выставку и поступлений в бюджет в результате ее проведения, мы получим следующие цифры:
- суммарные некапитализированные затраты на проведение ЭКСПО составляют 1127,5 млн. долл.
- поступления за счет внебюджетных источников с учетом реализации активов после окончания выставки составят 1270 млн. долл.
Превышение поступлений над не капитализированными затратами составит 142,5 млн. долл.
Помимо указанных выше прямых поступлений, в бюджеты всех уровней будет направлен значительный поток дополнительных налоговых и приравненных к ним платежей, которые будут поступать по мере расходования средств. Минимальная возможная оценка их составляет 20% (НДС) от дополнительных затрат, что дает поступления в бюджет в размере 1,3 млрд. долларов в течение 10 лет.
Следует упомянуть еще один источник поступлений - поток налоговых платежей от эксплуатации новых выставочных площадей в период до и после проведения ЭКСПО 2010. Точную оценку этих платежей дать невозможно, т.к. она существенно зависит от графика ввода площадей (т.е. инвестиций в их строительство) и налогового режима в 2003-2010 г.г. и далее.
Тем не менее, основываясь на существующем налоговом регулировании, можно сделать некоторые прогнозы. По данным экспертов выставочный павильон окупается примерно за 7-8 лет. Учитывая, что государство является владельцем ГАО ВВЦ, мы можем суммировать налоговый поток и прибыль, что позволяет уменьшить срок окупаемости по крайней мере в 2,5 раза - до 3-3,5 лет.
Предполагая консервативный график ввода площадей - равномерный с 2003 по 2009 годы, получим что к 2010 году окупится свыше половины новых площадей, что в сумме составляет более 100 млн. долларов. К 2013 году окупятся все затраты на строительство новых площадей.
На приводимом графике представлены прогнозные данные о вводе площадей (в тыс. кв.м), бюджетных затратах, поступлениях и балансе накопленных затрат и поступлений (в млн. долл.).
Прогноз бюджетной эффективности ЭКСПО 2010
Помимо доходов непосредственно от выставки ЭКСПО, существенной статьей доходов являются доходы от использования объектов городской инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, магазинов и транспорта. Расчет этих доходов приведен в следующей таблице.