Недействующий

О Концепции проведения в г.Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.04.2012 N 132-ПП)

Таблица 4.

Внебюджетные источники финансирования

Сумма (млн.долл.)


Общая
сумма

Вложено
в активы

Операционные

Билеты

540

540

Услуги экспонентам

100

100

Услуги посетителям и лицензии

150

150

Реализация выставочной деревни

80

80

Спонсоры

200

200

Инвесторы, в т.ч.

8800

Инвестиции в строительство гостиниц


8600


Прочие инвестиции

200

ИТОГО:

8600

1270

Расшифровка статей приведена ниже.

Внебюджетные источники

Билеты
540 млн. долл.




В прогнозе развития России до 2010 года  приводятся  базовые  цифры,  характеризующие ВВП и конечное потребление  домашними  хозяйствами, согласно которым конечное душевое потребление возрастет к 2010 году  по сравнению с  2000 годом примерно в 2,5 раза* в долларовом выражении.

______________

См. [1] с. 193, 197.










Применительно к  цене входного билета на Всемирную выставку  ЭКСПО-2010  такое  изменение означает  снижение цены с 20 до 8 долл.  США, т.е.  по текущему обменному курсу до 220 руб. Именно  на такую цену следует ориентироваться применительно к сегодняшнему дню. Для сравнения  отметим,  что  цена билета в кинотеатры, оборудованные на современном  уровне,  колеблется сегодня от 120-до 200 руб* (за исключением льготных дневных  сеансов).




При этом следует иметь в виду,  что прогнозируемая цена входного билета - 20 долл.  является наиболее низкой по сравнению с ценой билета всех предыдущих всемирных выставок.


Поступления от  продажи билетов на ЭКСПО составят примерно 540 млн. долл.

Услуги
экспонентам
100 млн.долл.



В соответствии с принципом проведения всемирных выставок  их "участники - не клиенты, но партнеры  устроителей",  и  взимание  с   них арендной платы за выставочные площади является чрезвычайно непопулярной мерой,  снижающей шансы  страны  на  победу в конкурсе за право организовать ЭКСПО-2010.







Однако в  ходе  работы  выставки с участников взимается плата за предоставление разнообразных платных услуг,  как то: коммунальных, охраны,  сигнализации, связи, уборки территории и т.п. Плата за эти услуги по правилам не может быть выше их себестоимости для  организатора, но вполне может полностью покрывать соответствующие расходы.






Так за  счет  экспонентов  может быть покрыта часть расходов на уборку территории и павильонов - 6 млн.  долл.,  охрану - 3 млн. долл., коммунальные услуги - 35 млн.  долл.,  услуги связи, включая мобильную, и доступ в Интернет
- 1 млн. долл.**




Арендная плата за проживание персонала в выставочной  деревне  из минимального расчета 40 долл.  на человека в день  при  заполняемости 70%  позволит получить примерно 55 млн. долл.

Услуги посетителям,
продажа лицензий
и прав*
150 млн. долл.




Для организации обслуживания посетителей коммерческие организации заключают договора концессии или покупают лицензии  на  организацию торговли и пунктов питания.  Кроме того,  использование символики ЭКСПО-2010 на  товарах, сувенирной продукции, в магазинах, гостиницах
и пунктах питания в городе,  продажа прав телетрансляции  мероприятий ЭКСПО-2010 позволит собрать не менее 150 млн.  долл.

Спонсорские
взносы* 200 млн.долл.






Традиционно всемирные   выставки   привлекают значительное число спонсоров. В частности, на всех последних ЭКСПО главными спонсорами выступали  такие  транснациональные компании как Coca-Cola,  McDonalds, IBM, Microsoft, Shell, а также крупные национальные фирмы,  корпорации, финансовые структуры. Спонсорские пакеты на прошлых выставках составляли от 400 до 900 млн. долл. (в частности, ЭКСПО-98 в Лиссабоне - около 680 млн. долл., ЭКСПО-2000 в Ганновере - около 900 млн. долл.)***.












Как правило,  за счет  спонсоров  покрываются расходы на создание и обслуживание тематических павильонов,  культурную программу,  часть расходов на павильон страны организатора ЭКСПО,  поддержку участия малых и  развивающихся стран. Принимая во внимание опыт проведения в Москве Детских и юношеских  Олимпийских  игр, празднования  850-летия Москвы,  традиционных
дней города, и с учетом значимости ЭКСПО-2010 как  мероприятия  всемирного  масштаба  можно спрогнозировать,  что спонсорские взносы составят  не  менее 200 млн.  долл.

Инвесторы*
8800 млн.долл.






Как указывалось  выше,  основные  затраты  на строительство  гостиниц  предполагается  осуществлять за счет привлечения частных  инвестиций. Их объем составляет 8,6 млрд. долл. и, как показывает сегодняшний опыт строительства и  реконструкции гостиниц,  привлечение таких средств в течение 7-8 лет вполне реально  при условии  официального объявления о проведении ЭКСПО 2010 в Москве.

______________
     * Экспертные оценки

** Расчет делался пропорционально площадям, арендуемым странами, не пользующимися поддержкой устроителя, что составляет примерно 55%.

*** См. [9-12].






В случае поддержки МБВ кандидатуры  России  и решения  имущественно-правовых вопросов,  ВВЦ может провести работу по привлечению  крупных российских и иностранных инвесторов для долевого участия в строительстве новых  выставочных площадей.









Это позволит  существенно сократить бюджетное финансирование строительства новых  выставочных площадей и реконструкцию существующих сооружений,  предприятий  питания,  торговли  и развлечений. Суммарный объем сторонних инвестиций можно оценить в размере 200 млн. долл.

Другой   сценарий  предусматривает  получение
этих средств после окончания выставки ЭКСПО в ходе реализации имущества, тогда они поступят в бюджет позднее и  обеспечат  возврат  части вложенных средств.



Если рассматривать баланс бюджетных затрат на выставку и поступлений в бюджет в результате ее проведения, мы получим следующие цифры:

- суммарные некапитализированные затраты на проведение ЭКСПО составляют 1127,5 млн. долл.

- поступления за счет внебюджетных источников с учетом реализации активов после окончания выставки составят 1270 млн. долл.

Превышение поступлений над не капитализированными затратами составит 142,5 млн. долл.

Помимо указанных выше прямых поступлений, в бюджеты всех уровней будет направлен значительный поток дополнительных налоговых и приравненных к ним платежей, которые будут поступать по мере расходования средств. Минимальная возможная оценка их составляет 20% (НДС) от дополнительных затрат, что дает поступления в бюджет в размере 1,3 млрд. долларов в течение 10 лет.

Следует упомянуть еще один источник поступлений - поток налоговых платежей от эксплуатации новых выставочных площадей в период до и после проведения ЭКСПО 2010. Точную оценку этих платежей дать невозможно, т.к. она существенно зависит от графика ввода площадей (т.е. инвестиций в их строительство) и налогового режима в 2003-2010 г.г. и далее.

Тем не менее, основываясь на существующем налоговом регулировании, можно сделать некоторые прогнозы. По данным экспертов выставочный павильон окупается примерно за 7-8 лет. Учитывая, что государство является владельцем ГАО ВВЦ, мы можем суммировать налоговый поток и прибыль, что позволяет уменьшить срок окупаемости по крайней мере в 2,5 раза - до 3-3,5 лет.

Предполагая консервативный график ввода площадей - равномерный с 2003 по 2009 годы, получим что к 2010 году окупится свыше половины новых площадей, что в сумме составляет более 100 млн. долларов. К 2013 году окупятся все затраты на строительство новых площадей.

На приводимом графике представлены прогнозные данные о вводе площадей (в тыс. кв.м), бюджетных затратах, поступлениях и балансе накопленных затрат и поступлений (в млн. долл.).



Прогноз бюджетной  эффективности ЭКСПО 2010

Помимо доходов непосредственно от выставки ЭКСПО, существенной статьей доходов являются доходы от использования объектов городской инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, магазинов и транспорта. Расчет этих доходов приведен в следующей таблице.