Реализация механизма долгосрочного жилищного ипотечного кредитования в городе началась в 1998 году принятием постановления Правительства города Москвы от 11.08.98 N 625 "О концепции развития ипотечного жилищного кредитования в городе Москве".
В рамках намеченных Концепцией мероприятий в Москве был пройден период становления системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования. Главными положительными итогами этого периода являются:
* создание законодательных основ для осуществления операций в сфере ипотечного кредитования;
* закладка организационных основ функционирования системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования путем создания в качестве оператора вторичного рынка ипотечных кредитов Московского ипотечного агентства;
* практическая отработка нескольких схем ипотечного жилищного кредитования, адаптированных к современному состоянию правовой базы и сложившейся социально-экономической ситуации;
* осознание значительным слоем населения необходимости и возможности решения проблемы улучшения жилищных условий собственными усилиями - путем достижения уровня собственных доходов, позволяющего получить и в дальнейшем погасить жилищный ипотечный кредит;
* появление заинтересованности у кредитно-финансовых учреждений и строительного комплекса в разработке и осуществлении собственных жилищных ипотечных программ и ориентация на них, как на перспективу долгосрочного стратегического развития.
Вместе с тем за прошедшие годы долгосрочное жилищное ипотечное кредитование в городе не получило массового распространения. В сложившихся экономических условиях массовое внедрение жилищного ипотечного кредитования сдерживалось:
* неадекватностью Московской ипотечной программы изменившейся в августе 1998 года социально-экономической обстановке:
- первоначальной ориентацией программы на зарубежные источники финансового наполнения (не вступили в действие);
- направленностью программы на быстрый переход ипотечной системы на уровень организации, характерный для высокоразвитой, стабильной государственной экономики;
- отсутствием отечественных институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и т.п.), заинтересованных в высоконадежном, долгосрочном вложении финансовых ресурсов;
- принудительным принятием условий кредитования по процентной ставке, не соответствующим рыночным условиям, в результате чего для выкупа кредитов, выданных уполномоченными банками, требуются значительные бюджетные затраты;
* сложившейся общей политической и экономической ситуацией:
- высоким уровнем инфляции;
- недостаточным уровнем и нестабильностью платежеспособности населения;
- несовершенством системы налогообложения;
- высокой себестоимостью жилищного строительства;
- дороговизной финансовых ресурсов;
* отсутствием сложившейся практики обращения взыскания на заложенное жилье при недобросовестном исполнении заемщиком обязательств по кредиту;
* отсутствием стандартов процедур выдачи и обслуживания ипотечных кредитов, а также оценки платежеспособности заемщиков;
* низким уровнем доверия населения, кредиторов и потенциальных инвесторов к декларируемым намерениям и действиям органов власти;
* низкой активностью кредитно-финансовых учреждений, обусловленной недостаточной их подготовленностью к выдвижению и реализации собственных программ жилищного ипотечного кредитования.