Действующий

Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за 1999 год

II. Основные результаты контрольных мероприятий
и экспертно-аналитических работ


Главная цель деятельности Палаты - контроль за исполнением городского бюджета.

В 1999 году контроль за исполнением городского бюджета осуществлялся всеми формами контроля.

В порядке предварительного контроля Палата рассматривала проект Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2000 год". На основе проведенного по всем аудиторским направлениям анализа проекта, внесенного в Думу, было представлено заключение, в котором Палата, в частности, отмечала, что:

- системные недостатки, выявленные в ходе проверки исполнения бюджета 1998 года и первой половины 1999 года, сохранились в представленном на рассмотрение Думы проекте бюджета города на 2000 год;

- применяемое в проекте понятие "предельный объем заимствования" взамен понятия "предельный объем городских долговых обязательств" не включает в себя такие формы долговых обязательств, как гарантии и поручительства;

- в проекте, по оценкам Палаты, занижен планируемый объем поступлений по ряду налоговых источников (по подоходному налогу с физических лиц, налогу на прибыль), а также доход от аренды городского имущества.

Текущий контроль за исполнением городского бюджета проводился Палатой в течение всего финансового года. В рамках текущего контроля Палата ежеквартально представляла Думе и Мэру отчеты о поквартальном ходе исполнения городского бюджета, подготовленные на основании представленной Департаментом финансов города Москвы (далее - Департамент финансов) информации.

Внимание Думы и Мэра обращалось, в частности, на:

- непропорциональное финансирование расходов бюджета, когда факты недофинансирования расходов по одним бюджетным статьям сочетались с фактами существенного (иногда многократного) превышения финансирования по другим;

- сохранение значительного остатка свободных бюджетных средств при недофинансировании ряда бюджетных расходов;

- отсутствие в отчетности об исполнении бюджета города Москвы, представляемой Департаментом финансов, ряда данных, что не позволяло Палате проанализировать исполнение бюджета города в полном соответствии с формой квартального отчета, установленной постановлением Думы от 25 февраля 1998 года N 19;

- некоторое несоответствие отчетных данных Департамента финансов и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве как по налоговой, так и по неналоговой части доходов бюджета города Москвы.

Особое место в деятельности Палаты в 1999 году занял последующий контроль за исполнением городского бюджета 1998 года, который был осуществлен Палатой, прежде всего, в ходе проведения комплексной проверки Департамента финансов.

В ходе данной проверки были, в частности, выявлены:

1. Нарушения в части долговых обязательств города, когда Департаментом финансов допускалось подписание договоров-поручительств, обеспеченных городским бюджетом и выданных для обеспечения обязательств третьих лиц от имени города Москвы без заключения условий возмещения расходов города; допускалась выдача поручительств в полном объеме финансирования в нарушение требований Закона города Москвы от 24 декабря 1997 года N 55 "О долговых обязательствах города Москвы", указывающих, что поручительство Правительства Москвы может быть предоставлено на сумму, не превышающую 25 процентов общего объема, если доля участия города в уставном капитале юридического лица составляет менее 51 процента.

2. Нарушения порядка выдачи возвратных бюджетных ссуд. Так, в 1998 году было выдано 38 возвратных бюджетных ссуд Правительства Москвы на общую сумму 1820207 тыс.рублей, из них 16 беспроцентных ссуд на сумму 1048139 тыс.рублей и 22 ссуды с уплатой процентов на сумму 772068 тыс.рублей, в то время как законом города Москвы о бюджете такие расходы не были предусмотрены. Задолженность по бюджетным ссудам, срок возврата которых истек в 1998 году, составила 114127 тыс.рублей.

3. Недостатки в части методического обеспечения бюджетного процесса в городе, проявившиеся в том, что применявшаяся Департаментом финансов методика анализа фактического исполнения бюджета по статье "Обслуживание государственного долга" не позволяла установить действительные объемы средств, используемых на расходы по обслуживанию государственного долга. Кроме того, при формировании проекта бюджета свободный остаток средств не включался в состав доходных источников, а использование применяемой Департаментом финансов методики планирования налоговых доходов не позволило при составлении проекта бюджета 1998 года достоверно определить прогноз доходов бюджета, что привело к занижению доходной части бюджета на планируемый год.

4. Рост расходов на государственное управление с 1,8 до 2,6 процента от общей суммы бюджета из-за отсутствия четко определенных норм расходов на государственное управление, норм на коммунальные услуги, оборудование мебелью и обеспечение другим имуществом, на правительственную и сотовую радиотелефонную связь, а также нормативов на разработку штатных расписаний структурных подразделений исполнительной власти.

5. Нарушения в части формирования фонда оплаты труда городских органов государственного управления, допущенные Департаментом финансов. Так, например, при формировании фонда оплаты на 1998 год Департамент финансов руководствовался не Законом города Москвы от 29 октября 1997 года N 43 "О государственной службе города Москвы", а вступившим в противоречие с данным Законом распоряжением Мэра от 13 октября 1997 года N 806-РМ.

6. Нарушения в использовании средств резервного фонда бюджета города, связанные с тем, что средства фонда часто направлялись на финансирование мероприятий, не носящих чрезвычайный или непредвиденный характер. Одна из причин таких нарушений - органы городской администрации, запрашивающие денежные средства на непредвиденные расходы, при подготовке распорядительных документов не всегда представляли аргументированные обоснования причин возникновения потребности в денежных средствах, а также расчеты, подтверждающие сумму предстоящих расходов с использованием нормативов, норм, тарифов и расценок.

Вопросы исполнения бюджета города Москвы затрагивались и в других контрольных мероприятиях, проведенных Палатой в 1999 году.

По результатам проведенных в 1999 году в рамках реализации функции "контроль за исполнением городского бюджета" контрольных мероприятий и экспертно-аналитических работ Палатой даны рекомендации Московской городской администрации:

1. При подготовке проекта бюджета города на 2001 год принять меры к устранению системных недостатков, которые были указаны Палатой в заключении на проект бюджета 2000 года и выявлены в ходе проверки исполнения бюджета 1998 года и первой половины 1999 года.

2. При исполнении бюджета города неукоснительно соблюдать закон о бюджете, избегать недофинансирования различных статей бюджета при имеющихся свободных средствах (текущем профиците).

3. Представлять Палате ежеквартальную отчетность об исполнении бюджета города в объеме, в соответствии с формой квартального отчета, установленной постановлением Думы от 25 февраля 1998 года N 19, не допуская, чтобы представляемые данные вступали в противоречие с аналогичными данными Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве.

4. Усилить контроль за обоснованностью предоставления гарантий от имени Правительства Москвы, соблюдением установленного порядка выдачи бюджетных ссуд и их своевременным возвратом; при составлении проектов законов о бюджете города Москвы на очередной год определять порядок и условия предоставления временной финансовой помощи и бюджетных ссуд.

5. Разработать более совершенные методики анализа исполнения бюджета и расчета базовых бюджетных показателей для планирования доходов и расходов при составлении проектов бюджета города.

6. Принять меры по устранению причин для необоснованного роста расходов на государственное управление.