Существует целый ряд проблем, от решения которых зависит эффективность деятельности Палаты, степень ее положительного воздействия на развитие финансово-экономической ситуации в городе. Решение одних требует времени и финансовых затрат, но есть и проблемы, которые могут быть решены без дополнительного финансирования. К их числу относятся:
1. Проблема организации планирования деятельности Палаты на очередной год. Эффективность деятельности Палаты тесно связана с планированием ее работы. Предыдущие (в особенности прошедший) годы выявили недостаток сложившейся системы планирования деятельности Палаты. Необходимость проведения проверок отдельных организаций по поручениям Думы и Мэра с незначительными объемами бюджетного финансирования ограничивает возможности Палаты по проведению комплексных и тематических проверок (обследований) по разделам и статьям закона города Москвы о бюджете.
Представляется целесообразным, чтобы те поручения, которые инициируются одним или несколькими депутатами, предварительно рассматривались бы в профильных комиссиях с участием представителей Палаты. Это позволило бы Палате в ходе проработки данных поручений подготовиться к их исполнению, точнее определить акценты и направления проверки. Кроме того, желательно, чтобы предложения по внесению новых поручений в план деятельности Палаты на текущий год вносились не позднее сентября текущего года.
2. Проблема отсутствия в городском законодательстве нормативных актов, регламентирующих ответственность должностных лиц за непредставление или несоблюдение сроков представления органам государственного финансового контроля требуемых ими документов и достоверной информации. Непредставление необходимой информации организациями и исполнительными органами власти не позволяет Палате оперативно выявлять отклонения и нарушения, в частности, в бюджетном процессе, проводить подробный анализ и подготавливать полные отчеты о ходе исполнения бюджета города.
3. Органы исполнительной власти города в подготавливаемых ими нормативно-правовых актах, регулирующих сферу бюджетно-финансовых отношений в городе, часто не учитывают факт существования в Москве органа независимого государственного финансового контроля - Контрольно-счетной палаты Москвы.
Например, в постановлении Правительства Москвы от 7 декабря 1999 года N 1122 "О концепции управления бюджетными ресурсами города Москвы и ходе выполнения первоочередных мероприятий по реализации требований Закона Российской Федерации "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" в городе Москве" и прилагаемой к нему "Концепции управления бюджетными ресурсами города Москвы" в нарушение статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации Палата даже не указана в числе участников бюджетного процесса. В вопросах финансового контроля указанная Концепция ограничивается только упоминанием ведомственного контроля по линии Департамента финансов, а о возможности финансового контроля со стороны Думы указано только (пункт 2.8), что "Московская городская Дума должна определить органы финансового контроля, их полномочия и порядок осуществления контроля". Однако в Законе о Палате именно Палата определена "постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Московской городской Думой и ей подотчетным". Вопросы взаимодействия между участниками бюджетного процесса при осуществлении Палатой государственного финансового контроля за бюджетом и бюджетным процессом не нашли отражения и в прилагаемом к указанному постановлению "Регламенте взаимодействия между участниками бюджетного процесса при казначейском методе исполнения бюджета города Москвы".
На наш взгляд, для решения указанных выше проблем следует:
- не реже одного раза в полугодие проводить заседания Правительства Москвы по укреплению бюджетно-финансовой дисциплины с учетом результатов деятельности Палаты;
- в качестве содокладчика при отчетах руководителей комплексов городского управления приглашать председателя Палаты;
- в первоочередном порядке подготовить проект Закона города Москвы "О государственном финансовом контроле в городе Москве" с целью формирования и укрепления внутреннего ведомственного и вневедомственного контроля за законным и эффективным использованием городских финансов и имущества, включая координацию деятельности контрольных органов города Москвы.
Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы