По результатам итогов обработки и анализа материалов обследования сделаны следующие выводы:
1. Средняя длина маршрутов движения по городу составляет 17,34 км, среднее время поездки - 31,4 мин.
Величина среднего количества людей, включая водителя, в транспортном средстве 1,845, величина средней загрузки для грузовых транспортных средств - 36,0%.
2. Доля "немосковского" транспорта в опрошенной совокупности водителей - 24.77%.
3. Доля маршрутов по МКАДу - 27,76%. Относительная интенсивность использования МКАД примерно в 1,32 выше интенсивности использования остальных элементов основной сети. Вместе с тем совокупность оценок свидетельствует о недогрузке МКАД (средняя скорость движения транспортного потока по МКАД - 60,89 км/ч, при средней скорости по всей основной сети -33,14 км/ч).
4. Доля маршрутов проходящих по Центру, включая Садовое кольцо - 14,7%. Относительная интенсивность использования Центра выше (примерно в 1,35) относительной интенсивности использования остальных элементов основной сети. Центре города сильно перегружен: средняя скорость движения транспортного потока по Центру города, включая Садовое кольцо - 17,57 км/ч.
5. Анализ скоростных параметров показывает очень высокую величину задержек потока: в среднем по всей основной сети - 43,82 с/км, при этом по МКАД - 10,86 с/км, по сети без МКАД - 49,93 с/км, по Центру города - 99,10 с/км.
6. Количество транспортных средств двигающихся по всей улично-дорожной сети Москвы в дневной межпиковый период составляет около 150 тыс. транспортных средств (около 6% парка зарегистрированных в городе транспортных средств). Количество транспортных средств двигающихся по Центру города - до 25 тыс.
Появляющиеся на улично-дорожной сети города заторы возникают уже при 200-230 тыс. транспортных средств находящихся в движении, т.е. при 8-10% парка зарегистрированных в городе транспортных средств.
7. В течении дня на улично-дорожную сеть выезжают не менее одного раза около 410 тыс. транспортных средств, круглогодично эксплуатируются с разной степенью интенсивности только 950-1150 тыс. зарегистрированных в Москве транспортных средств (38-46% парка), 900-1100 тыс. эксплуатируются только в летнее время, а 400-600 тыс. не эксплуатируются вообще.
8. Рассчитанная по результатам обследования оценка ожидаемого количества транспортных средств, временно припаркованных в течении дня вне мест постоянного хранения по всему городу - 268,5 тыс. транспортных средств или 11% зарегистрированного парка. Количество транспортных средств, временно припаркованных в течении дня в центре города (включая Садовое кольцо) - 72,9 тыс., что составляет около 27,1% от всех припаркованных в городе. При этом, плотность временной парковки в центре города (около 300 транспортных средств на км сети) примерно в 5 раз выше средней плотности временной парковки по городу или в 7 раз выше средней плотности временной парковки по городу вне центра.
9. Результаты специальной обработки и анализа маршрутов движения показывают отставание в развитии улично-дорожной сети, что вынуждает часть водителей совершать дополнительные перепробеги.
Помимо аналитического анализа, специальной программной обработкой маршрутов движения были получены исходные схемы для топологического анализа наиболее интенсивных групп маршрутов пролегающих по наиболее непрямолинейным участкам на улично-дорожной сети. Результаты анализа "сгущений" на топограммах убедительно подтверждают актуальность ведущегося в настоящее время строительства третьего кольца, одновременно обосновывая необходимость проработки вопросов конфигурации четвертого и пятого колец и строительства их элементов в южной, юго-восточной и северо-западной частях города, а также прямого выхода из города на Рижское шоссе.
Результаты топологического анализа неудовлетворенности водителей условиями движения подтверждают актуальность ведущихся в настоящее время и планируемых работ по совершенствованию условий движения на транспортных коридорах и в отдельных локальных узлах, подразумевая, однако, необходимость системной (сетевой) координации этих работ в рамках разработки комплексной транспортной схемы организации движения для всего города, с отработкой вариантов решений на математических моделях. Кроме того, анализ подтверждает актульность разработки полноценной системы маршрутного ориентирования участников движения на улично-дорожной сети Москвы.
10. Сумма выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в 1999 году в целом по Москве составила 390 тыс.т. Оценки выбросов осуществлялись и другими независимыми методами, которые показали, что общая масса вредных веществ, поступающих в атмосферу от автомобилей, близки к 1 млн.т в год.
По расчетам ущерб от загрязнения атмосферы автотранспортом в целом для Москвы достиг в 1999 году 6 млрд. рублей или $210 млн. Основная доля ущерба (до 46,5%) связана с выбросами автотранспортом оксидов азота, выбросы свинца дают вклад в ущерб до 17%, формальдегид и оксид углерода - по 9%, сажа - 6,2%, бензол - 3,7%, бенз(а)пирен - 2,6%, диоксид серы - 1,8%. Полученные результаты указывают приоритеты в разработке мер по снижению экологического ущерба от дорожного движения.
Наибольший ущерб - 24-34 млн.руб./км2 в год - автотранспорт причиняет окружающей среде в центральной части Москвы. Для 80% территории Москвы экологический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта не превышает 4 млн.руб./км2 в год.
До 25% дополнительного экологического ущерба создают задержки транспортных потоков в центре города, от 10% до 25% на отдельных участках Ленинградского, Волоколамского, Дмитровского, Каширского и Ярославского шоссе, улиц Нижегородской, Липецкой, Алабяна, Краснобогатырской, Шереметьевской, Свободы, в конце Ленинского проспекта, Можайского и Рублевского шоссе, Мичуринского проспекта.
11. По результатам обследования загрузки на 214 узлах УДС города, сделаны следующие выводы:
11.1. по сравнению с данными обследования 1987 года, интенсивность движения транспорта увеличились в 1,5-2,5 раза на Ленинградском, Дмитровском, Ярославском, Щелковском, Горьковском, Волгоградском, Пролетарском, Варшавском и Волоколамском направлениях, на всем их протяжении, в 2,5-5 раз - на участках МКАД, Рязанского проспекта и Рублевского шоссе.
11.2. в транспортных потоках продолжается уменьшение доли грузового транспорта. По сравнению с данными 1987 года средний коэффициент изменения интенсивности движения составляет:
I зона | II зона | III зона | IV зона | |
Легков. | 1,5 | 1,9 | 3,1 | 2,4 |
Грузов. | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,4 |
11.3. 138 транспортных узлов исчерпали запас пропускной способности, работают на пределе пропускной способности - 34, при этом 45% перегруженных узлов располагаются в центральной части города.
11.4. из 1255 км. магистральной улично-дорожной сети исчерпали запас пропускной способности 351 км и работают на пределе пропускной способности 198 км магистралей. По сравнению с 1987 годом доля перегруженных магистралей в I-й зоне (в пределах Садового кольца) увеличилась с 68% до 91,3%, а во II-ой зоне - с 33% до 72%. При этом увеличилась протяженность перегруженных магистральных улиц районного значения.
11.5. по всем радиальным и кольцевым магистралям произошло увеличение пробега легкового транспорта и уменьшение пробега грузового транспорта. По сравнению с 1987 годом средний коэффициент изменения величины пробега составляет:
I зона | II зона | III зона | IV зона | V зона | |
Легков. | 1,7 | 1,9 | 2,2 | 2,6 | 3,9 |
Грузов. | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,6 |