Недействующий

Об утверждении концепции повышения эффективности использования земельных участков, занятых промышленными предприятиями (организациями) ... (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 29.10.02 N 902-ПП)

1. Общие положения

1. Настоящая концепция разработана во исполнение постановлений Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве", от 8 февраля 2000 года N 99 "Об использовании земель, занимаемых предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса", в целях реализации комплексного подхода к оздоровлению и стабилизации финансово-экономического положения оборонных предприятий, включения в общегородской хозяйственный оборот занимаемых ими земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества, не связанных с обеспечением обороноспособности государства, для оптимизации процесса размещения на территории города производств и повышения эффективности использования городских земельных ресурсов.

2. Настоящая концепция является составной частью Московской программы поддержки оборонных предприятий.

Предметом регулирования в соответствии с настоящей концепцией являются земельные отношения, возникающие между собственником земельных участков городом Москвой и предприятиями (организациями) (далее - предприятия) оборонно-промышленного комплекса, расположенными в г.Москве, в части осуществления мероприятий по повышению эффективности использования промышленных земель города через повышение экономической отдачи от хозяйствующих субъектов, связанных с занимаемыми территориями.

3. Выделение предприятий ОПК в особый вид хозяйствующих субъектов и, как следствие, специально регулируемый вид субъектов земельных отношений, связано с дополнительными ограничениями, которые накладываются на право распоряжения основными средствами этих субъектов, определяемыми стратегическими интересами безопасности государства.

Право пользования и распоряжения земельными участками предприятиями ОПК неразрывно связано с исполнением их государственных оборонных функций, а потому не может быть предметом свободного оборота до завершения уточнения (ревизии) федеральных программ производства вооружений и военной техники (ВВТ), инвентаризации имущества, интеллектуальной собственности и критически важных технологий, которые должны быть осуществлены во исполнение новой военной доктрины и в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.

По различным, в том числе объективным, причинам уточнение разделения юридических лиц на относимые и не относимые к текущему составу ОПК не завершено. По действующему положению отнесение юридических лиц к текущему составу оборонных агентств или иных федеральных уполномоченных отраслевых органов касается только тех предприятий, на которых в текущий период размещается государственный оборонный заказ. Тем не менее имеется определенное количество промышленных юридических лиц, владеющих важными для государства технологиями и интеллектуальной собственностью, имеющих мобилизационные мощности промышленного назначения или имеющих лицензии на производство ВВТ, но по каким-либо причинам в настоящий момент не включенных в текущий состав ОПК. Классификация предприятий ОПК будет завершена не ранее завершения вышеупомянутых федеральных программ, а также после уточнения (и начала реализации) федеральной целевой программы реформирования, реструктуризации и конверсии оборонной промышленности, на что может потребоваться срок до нескольких лет.

Дополнительные проблемы возникают в связи с противоречивостью земельного законодательства Российской Федерации и неопределенностью сроков завершения его полной разработки.

Таким образом, настоящая концепция повышения эффективности использования земельных участков города Москвы, занимаемых предприятиями (организациями) ОПК, носит переходный характер и подлежит пересмотру по мере совершенствования законодательства Российской Федерации в области земельных отношений и государственного оборонного заказа.

4. Критерии отнесения юридических лиц к предприятиям ОПК г.Москвы определены Положением о предприятиях - участниках Московской программы поддержки оборонных предприятий, утвержденным первым заместителем Премьера Правительства Москвы Шанцевым В.П. во исполнение постановления Правительства Москвы от 21 декабря 1999 года N 1155 "О поддержке Правительством Москвы оборонных предприятий, расположенных в городе Москве".

В соответствии с Положением к предприятиям ОПК относятся: предприятия дореформенного периода, входившие в состав оборонных министерств СССР; предприятия, находившиеся в ведении федеральных отраслевых органов управления дореформенного периода; предприятия, имеющие мобилизационные мощности промышленного назначения или лицензии на производство ВВТ, но не учитывающиеся по каким-либо причинам в текущем составе, а также выделенные из дореформенных оборонных предприятий самостоятельные подразделения, не учитывающиеся на настоящий момент при распределении оборонного заказа, которым тем не менее переданы основные средства или технологические линии военного назначения.

В настоящее время в Москве зарегистрировано 596 хозяйствующих субъектов, относимых к предприятиям ОПК. Из них 423 юридических лица учтены в текущем составе оборонной промышленности и 173 выбыли из него по различным причинам. Из состава хозяйствующих субъектов ОПК Москвы в дореформенный период существовали как самостоятельные предприятия 469 лиц - 265 государственных унитарных предприятий и 204 открытых акционерных общества (в той или иной степени утратили непосредственные связи с оборонным заказом 95 предприятий).

Дореформенные предприятия получили в пользование земельные участки при регистрации в качестве унитарных предприятий или в результате приватизации имущественного комплекса. В соответствии с принятой в настоящее время государственной политикой по регулированию земельных отношений и эффективности землепользования рассматриваемые в рамках настоящей концепции земельные участки относятся в основном к используемым недостаточно эффективно.

5. Существующий в настоящее время в г.Москве установленный порядок приобретения и переуступки прав, связанных с земельными участками, практически не позволяет хозяйствующим субъектам, являющимся историческими пользователями земельных территорий, полноценно вступать в хозяйственные отношения, приводя к экономически неоправданным затратам. Действующий порядок практически не позволяет адекватно оценивать стоимость самого земельного участка без привязки к находящемуся на нем имущественному комплексу, особенно при изменении разрешенного вида использования с промышленного на коммерческий.