В основу социального обеспечения граждан положены принципы социальной справедливости и адресности.
В силу сложившихся в последнее десятилетие экономических обстоятельств многие слои населения, особенно пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи, стали испытывать острую потребность в социальной помощи и защите. Именно поэтому социальная политика Правительства Москвы ориентирована на развитие различных форм и мер социальной поддержки малообеспеченных граждан.
В связи с тем, что социальная защита населения занимает одно из важнейших мест в жизни г.Москвы, она характеризуется значительными объемами затрат, производимых на ее реализацию. В 1999 году затраты на проведение мер по социальной поддержке наиболее нуждающихся категорий граждан составили 42,8% бюджета города. В соответствии с Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год общий объем затрат по всем источникам финансирования составляет 39,7 млрд. руб.
Появление новых форм социальной защиты населения, рост числа социальных выплат и количества предоставляемых населению льгот привели к увеличению объема работ, выполняемых районными управлениями социальной защиты населения (РУСЗН) и расширению их сети. Это, с одной стороны, позволило приблизить РУСЗН непосредственно к жителям города, с другой - усложнило технологию обработки информации в системе.
В Москве в начале 90-х годов в качестве основного и единственного способа информатизации пенсионного обеспечения использовалась автоматизированная система, построенная по централизованному принципу и функционирующая на основе Центрального банка данных пенсионеров (ЦБД), содержащего только сведения о пенсиях и пособиях, выплачиваемых жителям города.
Из РУСЗН информация о назначенных пенсиях и пособиях передавалась на бумажных носителях, которые требовали длительного процесса предварительной обработки, начиная от ручной подготовки ее на магнитных носителях с последующей визуальной сверкой суммовых реквизитов подготовленной информации с содержимым бумажных носителей.
При этом РУСЗН достаточно длительное время оставались без необходимой для их работы информации, что отрицательно сказывалось на качестве обслуживания пенсионеров.
Все это, а также необходимость проведения точных расчетов и получения прогнозов, требовало наличия городского банка данных с полной информацией о москвичах, обслуживаемых в органах социальной защиты населения.
В связи с этим, в 1992 году Комитетом социальной защиты населения Москвы было принято решение о создании Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы).
Основной целью создания РАСОИ "Соцзащита" Москвы являлось обеспечение эффективного функционирования отрасли социальной защиты населения города на основе комплексной компьютеризации ее структурных звеньев, использования ЦБД и систем передачи данных.
Создание РАСОИ "Соцзащита" Москвы проводилось поэтапно.
При проектировании и разработке РАСОИ "Соцзащита" Москвы учитывались и принимались во внимание мировые тенденции развития высокотехнологичных и эффективных программных, технических и телекоммуникационных средств обработки данных.
На 1-м этапе (1992-1994 годы) были разработаны и внедрены информационные системы органов социальной защиты населения города и реализовано их информационное и технологическое взаимодействие с ЦБД.
Главным итогом работ 1-го этапа явилось создание 2-уровневой распределенной автоматизированной системы социальной защиты населения. Ее "верхним" уровнем стал Центральный банк данных, содержащий информацию о лицах, находящихся на обслуживании в органах социальной защиты населения, а основой "нижнего" уровня функциональные информационные системы, автоматизирующие основные виды деятельности РУСЗН. Эти системы функционируют на основе Интегрированных муниципальных банков данных (ИМБД), содержащих полную информацию об обслуживаемых в районных управлениях социальной защиты гражданах.
Наиболее важной информационной системой (ИС) "нижнего" уровня, разработанной и внедренной на 1-м этапе, является ИС "Назначение и перерасчет", обеспечивающая автоматизацию процесса назначения и перерасчета пенсий. С внедрением этой системы была предоставлена возможность специалистам РУСЗН сосредоточиться на юридической оценке предоставляемых документов.
В этот же период были разработаны и внедрены информационные системы по социально-бытовому обслуживанию населения, а также по автоматизации административно-учрежденческой деятельности РУСЗН. Использование ИС "Обращения граждан", контролирующей сроки рассмотрения обращений населения в РУСЗН, и ИС "Контроль исполнения", учитывающей поручения руководства РУСЗН и вышестоящих органов и контролирующей сроки их исполнения, позволило повысить исполнительскую дисциплину аппарата РУСЗН.
На этом этапе была осуществлена компьютеризация РУСЗН.
Были развернуты локально-вычислительные сети (ЛВС). В органах социальной защиты населения было установлено около 1000 компьютеров.
Наряду с этим был реализован переход на безбумажную технологию обмена информацией между муниципальными и центральным банками данных, что дало возможность существенно сократить время прохождения и обработки информации, а также исключить ручную технологию подготовки информации о назначенных суммах пенсий и пособий для ввода ее в ЦБД. Кроме этого, вся необходимая для работы информация не покидала РУСЗН, что благотворно сказалось на качестве обслуживания пенсионеров. Внедрение безбумажной технологии передачи данных осуществлялось по мере компьютеризации РУСЗН - сначала с применением магнитных носителей, а затем средствами электронной почты.
Рост объемов обрабатываемой и хранимой в ЦБД информации потребовал не только существенного увеличения мощности и производительности его вычислительного комплекса, но и повышения его надежности. В связи с этим был осуществлен переход на высокопроизводительный и надежный трехмашинный вычислительный комплекс IBM 4341.
На 2-м этапе (1995-1999 годы) был осуществлен переход с Центрального банка данных на Общегородской интегрированный банк данных (ОИБД) нового поколения и обеспечено развитие информационных систем органов социальной защиты населения города.
Принципиальным отличием от ЦБД Общегородского интегрированного банка данных явилось наличие информации, не только связанной с назначенной пенсионеру выплатой, а характеризующей его социальный статус, что открывает серьезные возможности для реализации адресной помощи.
Важным требованием к ОИБД была полнота представления содержащейся в нем информации по каждому лицу, являющемуся субъектом социальной защиты, чтобы объективно оценить уровень его социальной защищенности.
Субъекты социальной защиты идентифицируются в ОИБД уникальными личными номерами, присваиваемыми на весь период обслуживания, независимо от переезда из одного района Москвы в другой. Каждый гражданин, которому выплачивается пенсия (пособие или другая социальная выплата), представлен в базе данных информацией, полностью описывающей его социальный статус.
Такое построение ОИБД обеспечило возможность использования всего спектра информации, характеризующей каждое обслуживаемое лицо для осуществления его социальной защиты на основе действующих и вновь вводимых законодательных актов. Важным нововведением в ОИБД явилась возможность учета и хранения изменяющихся значений характеристик обслуживаемых лиц, что создало необходимые условия для проведения ретроспективного анализа и прогнозирования процессов социальной защиты населения.
Была решена задача предоставления удаленным пользователям доступа к информационным ресурсам ОИБД посредством внедрения информационно-аналитической системы (ИАС) "Соцзащита", разработанной на основе Web-технологии. Применение ИАС позволило существенным образом расширить функциональные возможности РАСОИ "Соцзащита" Москвы в части предоставления по запросам персонифицированной, сводной и справочной информации в режиме реального времени.
ОИБД функционирует на высокопроизводительных и надежных серверах компании Sun Microsystems - Ultra Enterprise 3500 и Ultra Enterprise 3000 в операционной среде Solaris 2.7. В качестве СУБД используется современная реляционная система управления базами данных OpenIngres 2. Объем базы данных ОИБД составляет более 10 Гбайт и имеет тенденцию роста. Всего в составе ОИБД функционируют около 100 прикладных задач.
На 2-м этапе была осуществлена комплексная автоматизация органов социальной защиты населения. Существенно расширен состав и функциональные возможности информационных систем, автоматизирующих деятельность РУСЗН.