Затраты на выставку включают в себя разные статьи. Эти расходы поразному учитывались в балансах проводившихся всемирных выставок, поэтому построить единую картину трудно, однако, можно выделить некоторые общие черты. В таблице 4 приведены обобщенные данные по нескольким крупнейшим выставкам последних десятилетий. Отметим, что некоторые статьи баланса пришлось получать из косвенных источников и комбинируя разные счета из опубликованных отчетов.
Таблица 4
Обобщенные структуры балансов выставок
Доходы | Осака | Цукуба | Ванкувер | Севилья | Тайджон | Среднее |
Государственные субсидии | 43,7% | 24% | 42% | 54% | 50% | 42,6% |
Займы и лотереи | 4,1% | 2% | 0% | 2% | 9% | 3,4% |
Всего | 47,8% | 25,3% | 42,1% | 55,7% | 59,0% | 46,0% |
Билеты | 34,4% | 27% | 29% | 18% | 16% | 24,9% |
Операционные | 17,8% | 48,0% | 28,4% | 26,2% | 25,0% | 29,1% |
Товары и услуги посетителям | 3,0% | 22% | 12% | 18% | 2% | 11,5% |
Товары и услуги экспонентам | 2,8% | 6% | 0% | 3% | 13% | 4,9% |
Прочие | 11,9% | 20% | 16% | 5% | 10% | 12,7% |
Всего | 52,2% | 75% | 58% | 44% | 41% | 54,0% |
ИТОГО | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Расходы | ||||||
Строительство | 58,1% | 49% | 51% | 63% | 53% | 54,7% |
Операционные | 41,9% | 51% | 49% | 37% | 47% | 45,3% |
Администрация | 8,1% | 10% | 0% | 18% | 10% | 9,1% |
Выставочные | 22,1% | 37% | 0% | 11% | 17% | 17,5% |
Реклама и публикации | 3,2% | 0% | 0% | 7% | 8% | 3,6% |
Прочие | 8,6% | 5% | 0% | 1% | 12% | 5,3% |
ИТОГО | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Приведенная таблица показывает структуру финансовых потоков при организации и проведении Всемирной выставки. Основные выводы из этих данных таковы:
- Примерно половину всех затрат на проведение выставки составляют строительные работы (включая реконструкцию и устроение ландшафтов), другая половина приходится непосредственно на операционные расходы.
- Около четверти всех средств дает продажа билетов;
- Остальные операционные источники, включая торговлю на территориивыставки, взносы участников и спонсоров составляют еще примерно тридцать процентов всех доходов;
- Остальная часть (почти половина всех поступлений) обеспечивается государством, займами и лотереями.
Приведенные цифры позволяют сделать вывод о том, что государство прямо (дотацией) или косвенно (выдавая гарантии под займы, разрешая проводить лотереи и т.п.) обеспечивает практически все строительные работы в период подготовки к выставке. В отдельных случаях, когда оно заинтересовано в развитии территории, на которой проводится выставка, эти дотации могут существенно возрастать, в других - сокращаться, но в целом этот вывод соответствует положению о том, что государство финансирует все затраты на развитие инфраструктуры и строительство. Это отвечает интересам государства в отношении развития региона и дальнейшего использования созданной инфраструктуры.
Что касается операционных расходов, то они приблизительно покрываются поступлениями в период функционирования выставки. Однако, поскольку билеты дают только половину необходимых для функционирования выставки средств, остальное необходимо обеспечить за счет привлечения спонсоров, коммерческой деятельности на выставке - продаже лицензий на разные виды предпринимательства (торговля сувенирами, общественное питание, культурная программа и т.п.), а также за счет деятельности в городе, связанной с обслуживанием посетителей выставки (в основном питание, проживание и транспорт).
Операционные расходы
Статистика проведенных выставок показывает, что операционные расходы составляют 40-50% от всех расходов на выставку. Они распределяются примерно следующим образом: - Эксплуатационные расходы в период проведения выставки - 20-25% - Администрация -9-11% - Реклама и публикации - 3-7% - Прочие - 5-7%.
Расходы
Расходы на проведение Всемирной выставки ЭКСПО можно разделить на расходы непосредственно связанные с реконструкцией, строительством и оборудованием выставочного комплекса и расходы на реконструкцию инфраструктуры города.
Средства на строительные работы, включая реконструкцию ВВЦ и развитие инфраструктуры Москвы, должны быть выделены в соответствии с долгосрочными планами из государственных источников - бюджетов Российской федерации, Москвы, отчасти других регионов, заинтересованных в представительстве на выставке.
Базовыми показателем для расчетов является количество посещений выставки (принято от 20 до 35 млн.) и стоимость входного билета, составляющая 20$. Из возможных вариантов приведены два: 1 вариант соответствует 27 млн. посещений, 2 вариант - 35 млн. посещений. Структура расходов и доходов спрогнозирована по отчетным показателям выставок в Севилье, Ванкувере, Цукубе и Осаке, а также с учетом необходимых мероприятий по строительству и реконструкции на территории ВВЦ и по реформированию инфраструктуры Москвы, описанных выше. По каждому из рассмотренных прогнозных вариантов была рассчитана бюджетная эффективность выставочных мероприятий и бюджетная эффективность от использования объектов инфраструктуры. Результаты расчетов приведены в таблице ниже:
Прогнозируемые расходы и доходы выставки ЭКСПО
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Расходы связанные непосредственно с выставкой: | ||
Реконструкция, строительство и оборудование выставочного комплекса, всего | 975 | 975 |
Из них: | 400 | 400 |
Строительство выставочных площадей | 300 | 300 |
Оборудование выставки | 275 | 275 |
Операционные расходы | 991 | 1285 |
Из них: |
|
|
Строительство ЭКСПО деревни | 40 | 40 |
Затраты непосредственно на | 2006 | 2300 |
Затраты на инфраструктуру г.Москвы | ||
Реконструкция и строительство транспортных магистралей | 1050 | 1375 |
Реконструкция аэропортов | 200 | 300 |
Строительство парковок | 50 | 70 |
Реконструкция гостиничного комплекса | 0 | 100 |
Строительство дополнительных выходов метро | 95 | 130 |
Затраты на инфраструктуру, всего: | 1395 | 1975 |
Общие затраты на проведение | 3401 | 4275 |
Из приведенной таблицы видно, что 40-43% расходов приходится на инфраструктуру города, а 57 - 60% расходов связано непосредственно с проведением выставки. Причем, Генеральный план развития ВВЦ до 2008 года предусматривает реконструкцию и строительство выставочных площадей на ВВЦ на сумму 400 млн. $.
Генеральным планом развития г.Москвы до 2020 года предусмотрены практически все мероприятия, перечисленные в таблице. Таким образом, затраты на их реализацию не относятся к прямым затратам связанным с проведением выставки. После принятия решения о проведении выставки, необходимо провести работу по согласованию Генерального плана развития Москвы и мероприятий, необходимых для проведения Всемирной выставки ЭКСПО. Конкретные проектные решения, связанные с проведением ЭКСПО, могут привести к некоторой корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной Генеральным планом развития Москвы.
Источники финансирования
Основными и практически единственными источниками первоначального финансирования мероприятий по проведению Всемирной выставки ЭКСПО являются бюджеты Российской Федерации и Москвы. Логично предположить, что затраты связанные непосредственно с выставкой ЭКСПО распределяются в соответствии с долями собственности РФ и Москвы , т.е. 69% и 31% и составят соответственно: