Недействующий

О подготовке материалов по вопросу проведения в Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.04.2012 N 132-ПП)

Прогнозируемый баланс выставки

Анализ балансов проведенных выставок ЭКСПО

Затраты на выставку включают в себя разные статьи. Эти расходы поразному учитывались в балансах проводившихся всемирных выставок, поэтому построить единую картину трудно, однако, можно выделить некоторые общие черты. В таблице 4 приведены обобщенные данные по нескольким крупнейшим выставкам последних десятилетий. Отметим, что некоторые статьи баланса пришлось получать из косвенных источников и комбинируя разные счета из опубликованных отчетов.

                   Таблица 4


Обобщенные структуры балансов выставок


Доходы

Осака
1970

Цукуба
1985

Ванкувер
1986

Севилья
1992

Тайджон
1993

Среднее

Государственные субсидии

43,7%

24%

42%

54%

50%

42,6%

Займы и лотереи

4,1%

2%

0%

2%

9%

3,4%

Всего

47,8%

25,3%

42,1%

55,7%

59,0%

46,0%

Билеты

34,4%

27%

29%

18%

16%

24,9%

Операционные
без билетов, в т.ч.

17,8%

48,0%

28,4%

26,2%

25,0%

29,1%

Товары и услуги посетителям

3,0%

22%

12%

18%

2%

11,5%

Товары и услуги экспонентам

2,8%

6%

0%

3%

13%

4,9%

Прочие

11,9%

20%

16%

5%

10%

12,7%

Всего
Операционные

52,2%

75%

58%

44%

41%

54,0%

ИТОГО

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Расходы

Строительство

58,1%

49%

51%

63%

53%

54,7%

Операционные
всего, в т.ч.

41,9%

51%

49%

37%

47%

45,3%

Администрация

8,1%

10%

0%

18%

10%

9,1%

Выставочные

22,1%

37%

0%

11%

17%

17,5%

Реклама и публикации

3,2%

0%

0%

7%

8%

3,6%

Прочие

8,6%

5%

0%

1%

12%

5,3%

ИТОГО

100%

100%

100%

100%

100%

100%


Приведенная таблица показывает структуру финансовых потоков при организации и проведении Всемирной выставки. Основные выводы из этих данных таковы:

- Примерно половину всех затрат на проведение выставки составляют строительные работы (включая реконструкцию и устроение ландшафтов), другая половина приходится непосредственно на операционные расходы.

- Около четверти всех средств дает продажа билетов;

- Остальные операционные источники, включая торговлю на   территориивыставки, взносы участников и спонсоров составляют еще примерно тридцать процентов всех доходов;

- Остальная часть (почти половина всех поступлений)   обеспечивается государством, займами и лотереями.


Приведенные цифры позволяют сделать вывод о том, что государство прямо (дотацией) или косвенно (выдавая гарантии под займы, разрешая проводить лотереи и т.п.) обеспечивает практически все строительные работы в период подготовки к выставке. В отдельных случаях, когда оно заинтересовано в развитии территории, на которой проводится выставка, эти дотации могут существенно возрастать, в других - сокращаться, но в целом этот вывод соответствует положению о том, что государство финансирует все затраты на развитие инфраструктуры и строительство. Это отвечает интересам государства в отношении развития региона и дальнейшего использования созданной инфраструктуры.

Что касается операционных расходов, то они приблизительно покрываются поступлениями в период функционирования выставки. Однако, поскольку билеты дают только половину необходимых для функционирования выставки средств, остальное необходимо обеспечить за счет привлечения спонсоров, коммерческой деятельности на выставке - продаже лицензий на разные виды предпринимательства (торговля сувенирами, общественное питание, культурная программа и т.п.), а также за счет деятельности в городе, связанной с обслуживанием посетителей выставки (в основном питание, проживание и транспорт).

Операционные расходы

Статистика проведенных выставок показывает, что операционные расходы составляют 40-50% от всех расходов на выставку. Они распределяются примерно следующим образом: - Эксплуатационные расходы в период проведения выставки - 20-25% - Администрация -9-11% - Реклама и публикации - 3-7% - Прочие - 5-7%.

Расходы

Расходы на проведение Всемирной выставки ЭКСПО можно разделить на расходы непосредственно связанные с реконструкцией, строительством и оборудованием выставочного комплекса и расходы на реконструкцию инфраструктуры города.

Средства на строительные работы, включая реконструкцию ВВЦ и развитие инфраструктуры Москвы, должны быть выделены в соответствии с долгосрочными планами из государственных источников - бюджетов Российской федерации, Москвы, отчасти других регионов, заинтересованных в представительстве на выставке.

Базовыми показателем для расчетов является количество посещений выставки (принято от 20 до 35 млн.) и стоимость входного билета, составляющая 20$. Из возможных вариантов приведены два: 1 вариант соответствует 27 млн. посещений, 2 вариант - 35 млн. посещений. Структура расходов и доходов спрогнозирована по отчетным показателям выставок в Севилье, Ванкувере, Цукубе и Осаке, а также с учетом необходимых мероприятий по строительству и реконструкции на территории ВВЦ и по реформированию инфраструктуры Москвы, описанных выше. По каждому из рассмотренных прогнозных вариантов была рассчитана бюджетная эффективность выставочных мероприятий и бюджетная эффективность от использования объектов инфраструктуры. Результаты расчетов приведены в таблице ниже:

Прогнозируемые расходы и доходы выставки ЭКСПО


Вариант 1
27 млн.посещений

Вариант 2
35 млн.посещений

Расходы связанные непосредственно с выставкой:

Реконструкция, строительство и оборудование выставочного комплекса, всего

975

975

Из них:
Реконструкция выставочных площадей

400

400

Строительство выставочных площадей

300

300

Оборудование выставки

275

275

Операционные расходы
выставки, всего:

991

1285

Из них:

Администрация

Выставочные

Реклама

Прочие



347

424

116

104



450

550

150

135

Строительство ЭКСПО деревни

40

40

Затраты непосредственно на
выставку всего:

2006

2300

Затраты на инфраструктуру г.Москвы

Реконструкция и строительство транспортных магистралей

1050

1375

Реконструкция аэропортов

200

300

Строительство парковок

50

70

Реконструкция гостиничного комплекса

0

100

Строительство дополнительных выходов метро

95

130

Затраты на инфраструктуру, всего:

1395

1975

Общие затраты на проведение
выставки

3401

4275


Из приведенной таблицы видно, что 40-43% расходов приходится на инфраструктуру города, а 57 - 60% расходов связано непосредственно с проведением выставки. Причем, Генеральный план развития ВВЦ до 2008 года предусматривает реконструкцию и строительство выставочных площадей на ВВЦ на сумму 400 млн. $.

Генеральным планом развития г.Москвы до 2020 года предусмотрены практически все мероприятия, перечисленные в таблице. Таким образом, затраты на их реализацию не относятся к прямым затратам связанным с проведением выставки. После принятия решения о проведении выставки, необходимо провести работу по согласованию Генерального плана развития Москвы и мероприятий, необходимых для проведения Всемирной выставки ЭКСПО. Конкретные проектные решения, связанные с проведением ЭКСПО, могут привести к некоторой корректировке последовательности ввода объектов, предусмотренной Генеральным планом развития Москвы.

Источники финансирования

Основными и практически единственными источниками первоначального финансирования мероприятий по проведению Всемирной выставки ЭКСПО являются бюджеты Российской Федерации и Москвы. Логично предположить, что затраты связанные непосредственно с выставкой ЭКСПО распределяются в соответствии с долями собственности РФ и Москвы , т.е. 69% и 31% и составят соответственно: