Недействующий

О подготовке материалов по вопросу проведения в Москве в 2010 году Всемирной универсальной выставки ЭКСПО (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.04.2012 N 132-ПП)

Определение объемов работ и затрат на строительство

Предпроектные проработки

Строительство  и  реконструкция выставочного комплекса

Реконструкция ВВЦ, запланированная Генеральным планом реконструкции и развития ВВЦ до 2010 года, предусматривает создание 334 тыс. кв. м. выставочных площадей (брутто), что покрывает примерно две третьих потребности в выставочных площадях выставки ЭКСПО. Следует учесть, что для создания представительной выставки ее организатор должен будет бесплатно предоставить выставочные площади части стран-участниц, которые не в состоянии их оплатить.

Строительство дополнительной выставочной площади (около 100-150 тыс. кв. м.) можно предоставить странам - экспонентам. При этом часть построенных павильонов будет разобрано после окончания выставки, а часть может далее использоваться по назначению и как представительства стран-участниц.

Создание выставочного комплекса для проведения выставки ЭКСПО предполагает три этапа: реконструкцию старых выставочных площадей, строительство новых и приобретение оборудования для оснащения выставочной зоны. Прогнозируемые затраты на реализацию каждого из них составляют:

- Реконструкция имеющихся выставочных площадей (в соответствии с Генеральным планом развития ВВЦ) - 400 млн. $.

- Строительство новых выставочных площадей - 200 - 300 млн. $.

- Оборудование для оснащения выставочной зоны - 275 млн. $.

В эти затраты включены, в частности, развитие систем связи, коммунальных структур благоустройство территории и т.п.

Расширение сети торговли и общепита при проведении ЭКСПО можно отдать коммерческим структурам при условии соблюдения последними необходимых стандартов качества. Более того, за право обслуживать посетителей выставки можно даже получать комиссионные, как это, например, практикуется сегодня при организации ЭКСПО - 2000 в Ганновере.

Строительство и реконструкция объектов городской инфраструктуры

Кроме строительства и реконструкции на территории выставочного комплекса, проведение выставки ЭКСПО предъявляет определенные требования к объектам инфраструктуры на территории Москвы и ее ближайших окрестностей. К ним относятся, в первую очередь, развитие транспортной системы города, связывающей район ВВЦ с центром и кольцевой автодорогой, а также с близлежащими станциями метро, частичную реконструкцию с созданием дополнительных выходов ближайших станций метро ("ВДНХ", "Ботанический сад", "Владыкино"), строительство дополнительных стоянок для автотранспорта и жилья для участников выставки (ЭКСПО деревня), а также гостиниц для посетителей.

Определенная часть этих расходов уже запланирована в существующих планах реконструкции Москвы и ВВЦ. Они частично решают проблемы парковки в непосредственной близости от ВВЦ, пропускной способности метро и близлежащих магистралей. Однако остаются задачи, связанные с расширением пропускной способности аэропортов, их связью с городом, строительство разгрузочных автостоянок по периметру кольцевой дороги и их связь с ВВЦ (для автобусов-челноков). Кроме того, необходимо запланировать строительство жилья для сотрудников выставки - ЭКСПО-деревни. Этот жилой массив может быть впоследствии передан городу или продан, как это произошло с Олимпийской деревней после окончания Олимпийских игр в Москве.

Оценка требуемой  мощности инфраструктуры

В этом разделе приведены оценки требующейся мощности инфраструктуры, необходимой для обслуживания пиковой массы посетителей. Расчеты проводились исходя из оптимистического прогноза (40 млн. посещений ЭКСПО за время функционирования выставки), для получения данных по реалистическому прогнозу показатели нужно умножить на коэффициент 0,75. Пропускная мощность инфраструктуры рассчитана на пиковый день, для обычного дня показатели нужно уменьшить в 2-2,5 раза.

Максимальное количество посетителей может достигнуть примерно -600 тыс. чел./день. Из них, согласно сделанному прогнозу:


-150 тыс. чел. - москвичи и ближайшее Подмосковье

-300 тыс. чел. - жители Подмосковья и соседних областей

-105 тыс. чел. - жители регионов России и стран СНГ


- 45 тыс. чел. - иностранцы

Для обслуживания этих людей нужно обеспечить в основном следующие потребности:

- Транспорт (включая городской и внешний);

- Жилье (гостиницы);

- Питание;

- Коммунальные услуги;

- Торговлю;

- Развлечения;

- Внутренний транспорт на выставке.

По аналогии с уже проведенными выставками ЭКСПО, мы считаем, что государство должно обеспечить транспорт, жилье и коммунальные услуги. Остальные виды услуг может обеспечит частный сектор, которому предоставляются соответствующие права на конкурсной основе. При этом, конечно, роль государства заключается в обеспечении инфраструктурных требований - пропускной способности дорог и аэропортов, мощности коммунальных служб, и в меньшей степени - в организации непосредственно транспортировки посетителей. Тем не менее, в ряде случаев с целью управления пассажиропотоками придется централизованно организовать некоторые из них.