Роль выставочной деятельности в мировой экономике очень велика. Выставочная отрасль динамично развивается и является основным стимулом увеличения спроса на выставляемые товары, технологии и услуги. С каждым годом увеличивается число участников международных выставок. Ведущие державы вкладывают все больше средств в организацию в своих странах выставочных комплексов мирового класса. Такие комплексы сегодня имеют на своей территории многие передовые страны (в т.ч. США, Германия Франция, Италия и др.).
Среди многочисленных международных выставок особое место занимают всемирные выставки - ЭКСПО, выделяющиеся тем, что основной их задачей является демонстрация странами концептуальных научно-технических, технологических, экономических решений, стоящих человечеством глобальных проблем.
Существенно, что посетители выставки ЭКСПО - универсальная аудитория, которая имеет в своем составе практически все профессии, все возрастные и социальные группы населения. Число посетителей всемирных универсальных выставок ЭКСПО составляет 40 - 45 млн. человек. Свои экспозиции представляют 150-180 стран мира. Эти показатели выделяют выставку ЭКСПО и с точки зрения ее влияния на процессы международной интеграции и с точки зрения влияния на многомиллионную аудиторию посетителей.
Особенно сильно эффект решения политических, а также имиджевых задач достигается страной-организатором, чем и объясняется существующая конкуренция между странами за право проведения выставки ЭКСПО. В ходе подготовки и проведения выставки страна завоевывает авторитет, который затем при соответствующих усилиях может быть трансформирован в улучшение условий для экономического взаимодействия с мировым сообществом, завоевание позиций на мировых рынках.
Решение глобальных политико-экономических и имиджевых задач при проведении выставки ЭКСПО представляются настолько важным, что вопросы сиюминутной экономической эффективности для организаторов не являются приоритетными. Кроме того, статистика всех проведенных всемирных универсальных выставок ЭКСПО убедительно свидетельствует, что для государства-организатора создание комплекса для проведения выставки, необходимой инфраструктуры в городе и регионе, связанное с большими расходами, окупающимися частично уже в ходе проведения выставки, а в основном - при дальнейшем использовании созданных выставочных комплексов и инфраструктуры для проведения международных выставок, развития туризма и других видов бизнеса. Созданная инфраструктура остается и используется населением, что позволяет говорить не только об экономическом, но и социальном послевыставочном эффекте.
Всемирная выставка ЭКСПО является самой авторитетной мировой площадкой для благоприятной конкуренции стран - экспонентов. ЭКСПО можно отнести к категории глобальной рекламной кампании, ориентированной на универсальную аудиторию.
Участие в универсальной выставке ЭКСПО также является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных преимуществ страны в целом, создании конкурентных преимуществ страны, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей экономики или отдельных фирм.
Проведение Всемирной универсальной выставки ЭКСПО является престижным мероприятием для страны-организатора, которое может оказать существенное влияние на ее политический имидж, а в долгосрочной перспективе повлиять на развитие экономики и интеграцию в мировое экономическое пространство.