Московское городское Казначейство, являясь непосредственным участником бюджетного процесса, организует исполнение и исполняет бюджет Москвы по доходам и расходам. Основные финансовые потоки, сопровождающие казначейский метод исполнения бюджета, а также сопутствующие им документопотоки отражены на рис.9.
Рис.9. Схема основных финансовых потоков
На схеме выделены три вида финансовых потоков:
- Финансовые потоки, которые существуют в настоящее время и не планируются к изменению (обозначены черной сплошной стрелкой).
- Финансовые потоки, которые существуют в настоящее время и планируются к изменению (обозначены черной пунктирной стрелкой).
- Финансовые потоки, которые не существуют в настоящее время и планируются к организации (обозначены красной сплошной стрелкой).
С финансовым потоком могут быть связаны определенные участники бюджетного процесса, которые не являются источником или получателем финансовых средств, но оказывают влияние на формирование этого потока. На схеме эти участники "привязаны" к потоку.
Для каждого финансового потока на схеме обозначены информационные потоки, представляющие документарное отражение этого финансового потока.
4.1. Аккумулирование денежных средств на счетах Казначейства
Аккумулирование финансовых ресурсов Москвы осуществляется в соответствии с принципом единства кассы, когда доходы бюджета зачисляются на единые счета Казначейства и при помощи механизма казначейского исполнения расходуются на всем бюджетном пространстве города Москвы. Общая схема представлена на рис.10.
Рис.10. Схема аккумулирования финансовых средств на счетах Казначейства
Доходные счета бюджета Москвы в разрезе территориальных налоговых инспекций по Москве Министерства Российской Федерации по налогам и сборам открываются в Главном управлении Центрального банка по г.Москве. Поступление всех видов ресурсов осуществляется через указанный банк на счета Казначейства.
Бюджетные средства формируются из следующих источников:
- налоговые поступления (налоги, выплачиваемые физическими и юридическими лицами),
- неналоговые поступления (арендные платежи, продажа имущества и т.д.), в том числе, средства целевых бюджетных фондов.
Учет поступающих ресурсов подразумевает раздельный учет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых бюджетных фондов. Кроме того, для эффективного контроля исполнения доходной части бюджета необходимо также ведение учета в разрезе плательщиков, сроков поступлений и т.д.
С введением казначейского метода исполнения бюджета налоговые платежи поступают в бюджет, минуя территориальные налоговые инспекции. Для регулирования отношений между плательщиками и бюджетом по своевременному и полному перечислению налогов казначейство предоставляет налоговым и другим органам информацию (реестры) по установленной форме для активизации ими работы по собираемости налогов.
Ведение отдельного учета по доходам целевых бюджетных фондов и налоговым и неналоговым поступлениям обусловлено особенностью формирования доходов целевых бюджетных фондов, поступления финансовых ресурсов в которые отражаются обособленно на лицевых счетах конкретных фондов. Все другие доходы бюджета формируются на балансовых счетах казначейства и используются на финансирование всех расходов бюджета, не привязываясь однозначно к определенным видам расходов.
При данном подходе доходная часть бюджета формируется на счетах Казначейства, открытых в уполномоченных банках. При этом для повышения прозрачности финансовых потоков и усиления контроля движения денежных средств, в дополнение к описанному выше, учет поступлений должен вестись в разрезе счетов, открытых в различных банках.
4.2. Территориальное распределение финансовых ресурсов
Собирая большую часть поступлений бюджета, округа переводят ежедневно установленную часть финансовых средств Московскому городскому Казначейству (МГК), поскольку на нем лежат обязательства по обслуживанию городского долга и оплате прочих расходов, осуществляемых по распоряжению уполномоченных органов власти.