В предстоящие 15 лет в Москве парк автомобилей возрастет примерно в 1,3-1,4 раза; уровень автомобилизации, составит в среднем 1 автомобиль на семью. Радикальные изменения в градостроительной политике столицы неизбежны: необходимо учитывать новые требования, связанные с интенсивным развитием автомобилизации, но, вместе с тем, избежать ее негативных последствий, известных из зарубежного опыта, не допустить разрушения уникальной городской среды, минимизировать экологический ущерб. В новом Генеральном плане развития Москвы до 2020 года определены основные направления и принципы формирования системы хранения и паркования легковых автомобилей, включающие:
1. Регламентацию пользования индивидуальным транспортом в городе на основе проведения общих и специальных градостроительных мероприятий:
- размещение гаражей-стоянок для постоянного хранения легковых автомобилей населения города в пределах 10-минутной доступности от мест проживания владельцев;
- формирование общегородской системы автостоянок, перехватывающих потоки легкового транспорта на подходах к городу и его центральной части - вблизи станций и остановок общественного городского транспорта, с расчетом, что автовладелец оставит автомобиль на стоянке и продолжит свой путь на общественном транспорте (система "паркование + поездка на массовом транспорте").
2. Эффективное использование городской территории:
- ориентация на применение многоуровневых автостоянок и гаражей-стоянок различных типов: отдельно стоящих, встроенных, встроенно-пристроенных - наземных, комбинированных, подземных (в том числе механизированных и автоматизированных), требующих минимальных территорий;
- активное освоение подземного пространства города и неудобных земель;
- размещение гаражей-стоянок в сопряжении с транспортными коммуникациями и сооружениями: над тоннелями метрополитена и автомобильных дорог, над железными дорогами, под эстакадами и др.
3. Эффективное использование машино-мест в городе - кооперирование гаражей-стоянок различного назначения, т. е. создание гибкой системы функционального использования имеющихся в городе машино-мест.
4. Организация рекламной деятельности и мониторинга гаражно-стояночной сферы.
5. Обеспечение приоритетности гаражно-стояночного строительства с предоставлением льгот инвесторам этой сферы на начальном этапе реализации программы.
6. Непрерывное совершенствование нормативно-правового обеспечения размещения и строительства гаражей-стоянок в городе с учетом перспективных градостроительных задач и экологических требований.
К 2020 году общее число машино-мест в столичных гаражах и автостоянках может составить 2,5 млн. единиц, при этом вместимость сооружений для хранения легковых автомобилей населения города 1,75 млн. машино-мест, вместимость сооружений для временного размещения легковых автомобилей - 0,75 млн. машино-мест, что обеспечит не менее 70 % требуемого количества. По мере формирования в Москве новых крупных узлов системы общегородских центров, перераспределяющих объекты, притягивающие посетителей в срединную и периферийную зоны (с целью снижения нагрузки на центральную часть города и ее транспортную сеть, а также приближения элементов системы центра к районам массовой застройки), в составе застройки этих узлов будут размещаться автостоянки, обслуживающие посетителей, а также стоянки перехватывающие центростремительные потоки транспорта.
Намечается создание в Москве каскада перехватывающих стоянок общей вместимостью 150 тыс. машино-мест, в том числе на подходах к Садовому кольцу - 40 тыс., к границе Центрального административного округа (ЦАО) - 90 тыс. и на внешних подходах к МКАД - 20 тыс. машино-мест (см. схему). На первую очередь строительства (ориентировочно 2005 год) намечено ввести в эксплуатацию 100 тыс. машино-мест для размещения легковых автомобилей посетителей объектов различного функционального назначения, включая:
- размещение приобъектных парковок и автостоянок на территории города на 30 тыс. машино-мест, в том числе в пределах ЦАО - 10 тыс. машино-мест;
- формирование системы парковок и автостоянок общей вместимостью 70 тыс. машино-мест, в том числе: на подходах к Садовому кольцу -10 тыс., на подходах к границе ЦАО - 50 тыс., на внешних подходах к МКАД - 10 тыс. машино-мест.
Основное количество машино-мест для временного размещения автотранспортных средств города Москвы, в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы до 2020 года, намечено разместить в крупных многоуровневых наземных и подземных автостоянках (отдельно стоящих или встроенных в объекты административного, торгового и другого назначения). Учитывая ограниченность территориальных ресурсов, а также высокую ценность городской застройки - в городе необходимо осуществить комплекс мер по разгрузке центральных районов от потоков автомобильного транспорта, таких как: создание развитой системы общественно-торговых центров в срединной зоне и на периферии города, снижение объемов нового строительства на территории центра, и, как уже отмечалось, создание каскада стоянок.
Для реализации поставленных задач потребуются значительные финансовые ресурсы, реорганизация управленческих структур, формирование новых эффективных организационно-экономических механизмов в сфере инвестирования, развитие базы индустриального строительства, создание системы комплексного мониторинга парковочных пространств города, который оптимизирует принятие управленческих решений, позволит решить проблему достоверного и качественного информационного обеспечения сферы планирования и проектирования развития системы парковок, автостоянок, а также организации дорожного движения. Также необходимо формирование базового законодательства, обеспечивающего решение комплекса проблем, возникающих в процессе размещения, строительства и эксплуатации всех типов объектов парковочного пространства города.
Решение этих вопросов сопряжено со значительными организационными усилиями, финансовыми и временными затратами - даже при благоприятных социально-экономических условиях.
Вместе с тем актуальность проблемы временного размещения транспортных средств на городских территориях и усиление негативных тенденций, связанных с ухудшением условий дорожного движения требуют принятия незамедлительных мер, которые должны обеспечить первоочередные городские нужды и снять остроту проблемы в ближайшие месяцы.
В этой связи, является целесообразным в качестве оперативного первоочередного мероприятия - упорядочить и сформировать оптимально функционирующую городскую систему притротуарных парковок и открытых автостоянок. Благодаря этому в центральной части города будет частично решена задача организации движения и размещения автотранспортных средств, а с вводом в эксплуатацию Третьего транспортного кольца и сокращением транзитного движения через центр города - появится дополнительная возможность увеличения количества и общей вместимости парковок в пределах этой территории.
Ограниченность территориальных возможностей и низкая пропускная способность уличной сети центральной части города предопределяют возможность размещения на данной территории на парковках не более 8 - 10 % от требуемого количества машино-мест, необходимых для обслуживания работающих в центре и посетителей с различными целями. Это предопределяет необходимость дифференцированного подхода к различным группам автовладельцев при предоставлении им машино-мест для паркирования.
Рассмотрено несколько основных групп пользователей стоянками, интересы которых должны быть обеспечены при решении проблемы временного размещения автотранспортных средств:
1 - работающие в центре и, как правило, не покидающие своего рабочего места в течение дня;
2 - работающие в центре и совершающие неоднократные поездки в течение рабочего дня;
3 - посетители центра с деловыми и иными целями, прибывающие к объектам различного функционального назначения на кратковременный период (общественно-деловым центрам, учреждениям, магазинам, театрам, вокзалам и др.).
В соответствии с этим Концепцией предлагается использование различных типов стоянок следующим образом:
- перехватывающие стоянки, размещаемые на подходах к центральным районам города, призваны в первую очередь обеспечивать интересы автовладельцев группы 1 - без ограничения длительности пребывания на них.