Недействующий

О Комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья (с изменениями на 3 августа 2004 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 19.08.2014 N 473-ПП)

Таблица 1

Количество созданных ТСЖ и сформированных кондоминиумов в
административных округах (по состоянию на 1июня 2000 года)

Администр.
округ

ЦАО

САО

СЗАО

ЗАО

ЮЗАО

ЮАО

ЮВАО

ВАО

СВАО

Зел

Всего

Количество домов, где > 50% жилой
площади в частной
собст-ти

2222

1540

869

1155

1350

928

815

1506

1229

122

11736

Количество
зарегистрированных
ТСЖ (в домах сложившейся и перспек. застройки)

146

10

36

46

41

6

73

17

26

1

402

Количество домов, в которых зарегистрированы
ТСЖ

157

13

54

57

49

6

79

19

31

1

466

Отношение(%) количества домов, где
зарегистрированы ТСЖ к
количеству домов, где
>50% жилой площади находится в частной собственности

7.1

0.8

6.2

4.9

3.6

0.6

9.7

1.3

2.5

0.8

3.97*

Кол-во зарегистрированных кондоминиумов

40

3

12

9

27

2

33

1

4

1

132

Количество домов,
переданных в управление ТСЖ

54

8

22

14

11

6

31

11

14

1

172

________________

* 3,97% - средний процент количества домов, где зарегистрированы ТСЖ, по отношению к количеству домов, где >50% жилой площади находится в частной собственности

Проведенный по заказу Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы социологический опрос* показал, что состоянием дома и подъезда, а также работой технических систем и инженерных коммуникаций, уборкой в подъезде, вывозом мусора с придомовой территории удовлетворены, в основном, жители домов, которые создали товарищества собственников жилья. В этих домах более эффективно решаются задачи безопасного и удобного проживания граждан, обеспечивается контроль за состоянием дома и придомовой территории, рационально используется общее имущество, создаются условия, способствующие снижению затрат на техническое обслуживание и коммунальные услуги.

В последнее время наблюдается некоторый рост активности в создании товариществ собственников жилья. Он является прежде всего следствием предпринимаемых Правительством города мер по созданию товариществ в новостройках.

Причины, сдерживающие процесс формирования кондоминиумов и создания ТСЖ, можно разделить на две основные группы - объективные и субъективные.

Объективные факторы связаны с экономической ситуацией в городе, со сложившейся структурой жилищного фонда и его состоянием. В их числе в первую очередь необходимо отметить:

- значительный недоремонт жилищного фонда;

- отсутствие системы накопления финансовых средств на ремонт жилищного фонда и гарантий, что капитальный ремонт будет проведен после передачи кондоминиума в управление ТСЖ;

- ограниченность бюджетных средств, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда.

Указанные причины не способствуют созданию благоприятных экономических условий для рентабельной работы ТСЖ.

Субъективными факторами, тормозящими развитие самоуправления населения, являются старый, традиционный подход городской администрации к управлению жилищным фондом, а также менталитет населения.

Не преодолена инерционность мышления части ответственных работников органов исполнительной власти и управления всех уровней, связанная с неверием в возможность домовладельцев управлять жилыми домами, а также моральная неготовность большинства жителей многоквартирных домов самостоятельно управлять своей собственностью и их убежденность, что эта обязанность целиком лежит на государстве.

Комплексное рассмотрение действующих нормативно-правовых актов РФ и Москвы, регулирующих создание, деятельность ТСЖ и формирование кондоминиумов и обязывающих городские органы участвовать в этом процессе, выявило имеющиеся противоречия и необходимость создания действенных организационных механизмов поддержки процессов создания и деятельности ТСЖ.

Существующая практика создания ТСЖ в городе предусматривает предварительную регистрацию товарищества, как юридического лица, с последующим закреплением (регистрацией) кондоминиума. При таком подходе за товариществом закрепляется земельно-имущественный комплекс, сформированный без предварительного учета и оценки возможности использования и эффективной эксплуатации объектов кондоминиума.

Несмотря на усилия городских органов по упрощению процедуры формирования и передачи кондоминиума в управление ТСЖ, она зачастую затягивается на 5 - 8 месяцев и требует значительных финансовых затрат со стороны домовладельцев.

Имеются различия в законодательстве Российской Федерации и г.Москвы относительно прав на земельный участок, входящий в состав кондоминиума. Московское законодательство не содержит норм, позволяющих домовладельцам в соответствии с Законом Российской Федерации "О товариществах собственников жилья" требовать передачи им земельного участка бесплатно в общую долевую собственность.

В городе не проведено межевание территорий до уровня домовладений. Это часто затрудняет определение границ земельного участка кондоминиума. Отсутствует методика расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, применительная к особенностям территории г.Москвы.

Имеются диспропорции в оплате за землепользование. В кондоминиумах, управляемых ТСЖ, на собственников квартир возлагается обязанность по уплате за землю, а в жилищном фонде при иной форме управления, земельные платежи с собственников квартир не взимаются (или взимаются далеко не везде).

В последние годы отмечается существенная недостаточность обеспечения финансированием расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда.

Большая часть населения оплачивает менее 12% фактической стоимости услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, поэтому особое значение имеет вопрос финансового обеспечения.

В результате сравнительного анализа финансово-экономической деятельности дирекций единого заказчика и товариществ собственников жилья выявлены диспропорции в бюджетном финансировании ТСЖ по сравнению с ДЕЗ.

В сметах расходов целевых бюджетных фондов развития территорий округов и районов г.Москвы предусмотрены расходы на капитальный ремонт жилищного фонда. Однако, не предусмотрено выделение этих средств для домов, находящихся в управлении ТСЖ и созданных на базе бывшего муниципального фонда (т.е. если дом передан в управление товариществу, то средства на капитальный ремонт на практике не выделяются).

Не отработан механизм перечисления бюджетных средств в установленных объемах непосредственно товариществам. Это приводит зачастую к длительным задержкам перечисления средств.

Не разработана типовая методика составления хозяйственно-финансового плана (бизнес-плана) технической эксплуатации земельно-имущественного комплекса в составе кондоминиума, необходимого как товариществу для планирования деятельности в соответствии с нормами и правилами эксплуатации и содержания жилых домов, так и инициативной группе по созданию ТСЖ в целях определения экономической целесообразности создания товарищества.

Деятельность товариществ собственников жилья происходит в условиях нестабильной экономики при отсутствии механизма накопления амортизационных отчислений, которые должны вестись в течение всего срока службы дома и быть использованы к тому времени, когда дом достигнет предельного износа, на строительство нового дома или восстановление (если это будет возможно) старого.