В Москве ведется целенаправленная работа по повышению безопасности столицы.
В первую очередь это относится к предупреждению социальных конфликтов за счет ограничения роста безработицы (до 1% трудоспособного населения), оказания социальной помощи малообеспеченным, частичной компенсации из бюджета города Москвы затрат на жилищно-коммунальные услуги, доплат неработающим пенсионерам, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 2 декабря 2003 года N 1005-ПП - см. предыдущую редакцию).
В последние годы в Москве стабилизировалась демографическая обстановка, прекратились спад рождаемости и рост смертности.
Значительные усилия предпринимаются по сохранению промышленного и научного потенциала столицы за счет дотирования из бюджета города Москвы предприятий, научных организаций, ВУЗов, финансирования разработок и производства наукоемких изделий (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 2 декабря 2003 года N 1005-ПП - см. предыдущую редакцию).
Достигнута определенная стабилизация экологической обстановки за счет снижения выбросов с ТЭЦ, внедрения нейтрализаторов выбросов на автотранспорте, ликвидации свалок, использования современных технологий утилизации отходов, очистки территории города от различного рода загрязнений.
Принимаются активные меры по повышению устойчивости систем жизнеобеспечения города за счет создания страховых запасов продовольствия, санаций из бюджета города предприятий, имеющих приоритетное значение для жизнедеятельности столицы, ремонта и профилактики коммунальных сетей.
Происходит определенное снижение зависимости от импорта за счет развития производств в Москве и Московской области, воссоздания старых и формирование новых межрегиональных связей.
Укрепляется связь Москвы и Московской области в решении всего комплекса социально-экономических, природоохранных и других задач.
Создана и функционирует Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы законодательной и нормативной правовой базы ее функционирования, совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов безопасности города.
Активизируется деятельность по совершенствованию работы надзорных органов и реализации превентивных мер на действующих потенциально опасных объектах и в проектных документах на новое строительство.
Более эффективно стала действовать система оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.
Наметилась положительная тенденция сокращения преступлений, особенно среди несовершеннолетних, существенно сократилось количество разбойных нападений, краж, случаев мошенничества.
Вместе с тем сохраняется тенденция к снижению общего уровня безопасности Москвы, расширению спектра и многообразия внутренних и внешних угроз, действующих как в рамках переходного периода, переживаемого Россией в целом, так и во все более усложняющихся условиях развития человечества.
Все чаще террористические акты из области возможных угроз переходят в области реальных чрезвычайных ситуаций. Наблюдается тенденция активизации деятельности экстремистских группировок в России и зарубежных странах.
В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации промышленных объектов особую опасность представляет возможность инициирования ими техногенных катастроф и применения средств массового поражения.
Во взаимоотношениях между странами все чаще стали использоваться силовые способы достижения политических целей без надлежащих решений со стороны Совета безопасности ООН. Это чревато дестабилизацией обстановки во всем мире, и делает реальными для столицы военные угрозы.
В условиях ослабления государственного надзора, недостаточной эффективности правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивается риск катастроф техногенного и природного характера.
Усиление криминализации, происходящее в целом в стране, негативно сказывается на общественно-социальной и экономической обстановке в столице, на обеспечение личной безопасности граждан.
Становление новых условий жизни сопровождается размежеванием людей по уровню доходов и качеству жизни.
Изменения в социальной, экономической, экологической и прочих сферах, усиление конфронтационности в экономических, политических, духовно-нравственных, межнациональных областях делают ситуацию в Москве чреватой возможными крупными поворотами и чрезвычайными ситуациями.
Все это требует разработки и принятия стратегических мер по стабилизации экономической и социальной обстановки, улучшению обеспечения безопасности города.