Туристская стратегия Москвы должна преследовать двойную цель:
I. С одной стороны, сохранять и укреплять, насколько это представится возможным, уже достигнутое положение в традиционной туристской области. Для этого предполагается создавать дополнительное предложение, которое бы реагировало на изменение потребительского спроса в рамках уже сформировавшегося продукта. Ориентация на сегмент рынка группового и экскурсионного туризма. При этом следует учитывать, что создание конкурентных преимуществ в сфере туризма связано с первоначальной концентрацией усилий на приеме иностранных и состоятельных российских туристов, что может быть осуществлено только при условии создания принципиально нового по содержанию туристского предложения, отличающегося ярким индивидуальным образом.
II. С другой стороны, формировать новый туристский продукт, выходящий за рамки традиционного представления о туристском предложении Москвы, и который бы учитывал историко-культурную специфику города, а также позволял существенно разнообразить традиционное предложение, благодаря его комбинированию с услугами, ранее для Москвы не характерными.
1. Мировая практика свидетельствует о важнейшей роли туризма, основанного на использовании элементов исторической народной жизни как с точки зрения получения дохода, так и обеспечения условий для воссоздания естественной жизнеспособной исторической среды. Тенденции к возрождению интереса к самобытной народной культуре, проявляющиеся в последние годы не только в нашей стране, но и на Западе, должны не только учитываться, но и браться за основу при разработке нового туристского предложения.
Культурный и народно-этнографический аспект может быть положен в основу развития следующих видов туризма в Москве для условий исторического города:
1.1. Делового и познавательно-делового туризма, рассчитанного на бизнесменов и иных специалистов, приезжающих не только в Москву, но и в города, находящиеся рядом, и сочетающих возможности расширения деловых контактов с отдыхом и знакомством с жизнью местного населения. Поскольку их основной интерес стимулируется потребностью в отдыхе и развлечениях, то у этой категории туристов наибольшей популярностью будет пользоваться фольклорно-песенный, танцевальный элемент и наиболее престижные предметы народных промыслов в качестве сувениров.
1.2. Инсентив, или поощрительный туризм, основанный как на коллективных посещениях Москвы с экскурсионными целями, так и на поездках работников предприятий и учреждений в туристские зоны для отдыха; перспективность этого вида туризма определяется также, в основном, структурой потребительского спроса на туристские услуги;
1.3. Специализированного туризма:
1.3.1. лицензионного научного (проведение археологических раскопок на территории города и района, исследовательских работ на базе историко-культурных памятников);
1.3.2. научный и учебный туризм, предполагающие обучение русскому языку, реставрации памятников, изучение этнографии, истории, проведение археологических экспедиций, а также другие разновидности специализированного туризма;
1.3.3. религиозный туризм, широко распространенный в мировой туристской практике и вполне перспективный для Москвы с ее комплексом зданий на Красной площади, Кремле, комплексами монастырей, церквей и т.д., как способствующий их возрождению. Развитию религиозного туризма способствует не только наличие большого количества православных святынь на территории Москвы (икона Владимирской Божьей Матери, фрески Рублева, ансамбли монастырей), но и святыни православия, находящиеся на территории соседних областей.
1.4. Культурно-познавательный туризм, основанный на неослабевающем интересе к огромному познавательному потенциалу столицы, включающему многочисленные памятники архитектуры, истории, литературы, археологии, а также малые исторические города и сельские поселения зоны Золотого Кольца с включением в программу пребывания участие в праздниках, обрядах и пр. Поддержание технического состояния памятников и объектов показа. Проведение историко-архитектурной оценки объектов показа. Использование объектов исторического наследия при формировании турпрограмм.
1.5. Маршруты выходного дня (для москвичей и иностранцев, живущих в Москве, а также жителей других стран мира). Развитие этого вида туризма в сочетании с популяризацией старинных обрядов, праздников, быта и культуры русского народа особенно удачно будет развиваться на самостоятельных объектах, строительство которых предусматривалось различными программами развития туризма (строительство туристских деревень в Подмосковье).
1.6. Этнографический туризм, основанный на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Наиболее перспективно в этом плане использование исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, построенных на элементах народной культуры и быта.
1.7. Пребывание туристов в пределах города должно получить основное развитие в подмосковных культурно-исторических центрах и городах Золотого Кольца, средоточии широкого диапазона исторических и культурных достопримечательностей, при условии модернизации существующих средств размещения и создания туристской инфраструктуры, магазинов народных промыслов, небольших ресторанов, кафе по интересам и др. Города Золотого Кольца могут служить для туристов, прибывающих в Москву, базой для выезда на экскурсии. При этом использование городских достопримечательностей и объектов может оказать существенную финансовую поддержку местным жителям, владеющим и пользующимся этими же объектами.
1.8. Событийный туризм, опирающийся на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной или спортивной жизни города. Формирование программы событийного туризма (фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевого события (событий) года и своевременное информирование о нем. Разработка и проведение крупных знаковых мероприятий в культурной, научной, спортивной жизни города, новых праздничных программ, конференций, конгрессов, "круглых столов", привлекающих большое количество участников и гостей из России и зарубежных стран.
1.9. Перспективным видом специализированного туризма и дополнительным фактором привлечения туристов в Москву может стать экотуризм, к разновидности которого следует отнести пребывание туристов в условиях деревенского быта. Это относится в первую очередь к экологически чистым регионам Подмосковья. Такой вид туризма может развиваться в полузабытых ныне деревнях, располагаемых в пределах экологически чистых территорий. Данный вид туризма относится к мелкомасштабным типам туристского развития и заключается в обеспечении отдыха небольших групп туристов, приезжающих в традиционные, чаще всего удаленные деревни и живущих в постройках, которыми владеют и управляют местные деревенские жители.
1.10. Этнический туризм также служит фактором развития, учитывая прошлое нашей страны, когда многим людям пришлось эмигрировать и теперь люди едут в места, где когда-то жили их предки.
1.11. Медицинский туризм, основанный на всемирной известности российской медицины, использовании потенциала московских клиник и внедрении новейших разработок российских ученых для развития медицинской помощи, возможности проведения в Москве курсов лечения.
1.12. Музейный туризм как система взаимодействия музеев в области культурного туризма, которая предусматривает:
1.12.1. разработку перспективной программы, объединяющей деятельность музеев;
1.12.2. разработку и реализацию музейных туров;
1.12.3. введение культурных акций в турпрограммы;
1.12.4. создание эффективных форм сотрудничества музеев с турорганизациями (туроператор + музей);
1.12.5. введение новых форм туристского обслуживания (единый музейный билет, "Карта гостя Москвы");
1.12.6. использование гибкой ценовой политики и др.
2. Для Москвы, как для России в целом, с ее неразвитой туристской инфраструктурой и одновременно огромным невостребованным туристским потенциалом, развитие именно альтернативного направления в туризме представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения иностранных туристов, достаточно избалованных и много повидавших, и именно поэтому стремящихся по-другому - разумнее и необычнее использовать свой отпуск или свободное время. Именно альтернативный туризм, к которому относятся, в основном, специализированные его виды, должен стать существенной частью программ развития туризма в Москве.
Общие характеристики альтернативного туризма: