Для удовлетворения потребностей туристов по классической схеме предоставления туристских услуг: "транспорт + размещение + развлечения", - необходимо обеспечение туристов следующими услугами:
- проживанием, что должно удовлетворяться несколькими типами основных и дополнительных средств размещения;
- питанием, что связано с необходимостью обеспечения разнообразным, в том числе, занимательным питанием;
- туристскими впечатлениями;
- транспортом.
Для удовлетворения потребностей туристов предлагается политика "малых шагов", направленная на формирование сети малых частных гостиниц и других типов средств размещения, а также постепенное развитие, на основе регенерации исторической застройки, инфраструктуры обслуживания, рассчитанной как на временное, так и на постоянное население города.
Развитие туристских структур должно "работать" на генеральную идею сохранения исторического облика города, его своеобразия, реновации его исторической застройки.
1. Формирование единой системы туристских зон Москвы (около 20-ти зон) и связанных с ними полноценных туристских маршрутов, ориентированных на разные категории туристов, обеспечивающих полный комплекс услуг для туристов в пределах 15-минутной пешеходнотранспортной доступности, включая проживание (гостиничные комплексы, апартаменты, квартиры в жилых массивах и т.д.), обслуживание туристов (торговля сувенирами, бытовые услуги, здравоохранение и т.д.), развлечения (комплексы досуга, театры, киноконцертные залы и т.п.), справочно-информационное обслуживание, посещение объектов показа (экскурсионное обслуживание), транспортное обслуживание, автостоянки. Работа проводится на базе комплексной программы туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы".
1.1. Под туристской зоной понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона - это территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, и другие объекты и услуги. Это именно комплекс, и ошибочным было бы называть туристской зоной некое сосредоточение достопримечательностей в отрыве от необходимой инфраструктуры. В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, т.е. туристское предложение, включающее такие элементы как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, фестивалей, отдых (активный и просто прогулки), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, а также питание, размещение, транспорт, услуги гида и т.д. Прогрессивным является создание туристских продуктов, рассчитанных на различные сегменты рынка, и, следовательно, туристские зоны тоже должны носить тематический характер.
1.2. Туристское зонирование как стратегическое направление общей туристской политики города, тесно связанное с реализацией генерального плана г.Москвы, с социально-экономическими и экологическими факторами.
1.3. Для эффективного поэтапного развития осуществить отбор разнообразных туристских зон, чтобы при необходимости, их можно было экономично и эффективно развивать по отдельности. Определение поэтапного развития основано на ряде соображений:
- транспортная и пешеходная доступность;
- сроки создания или дополнения базовой инфраструктуры;
- спрос на туристском рынке;
- целесообразность развития достопримечательностей и объектов;
- социальное восприятие туристского развития населением, проживающим в этих туристских зонах.
1.4. Тип и функциональные особенности зоны зависят, в первую очередь, от туристского потенциала - историко-культурного или природного.
1.5. На территории, где располагаются достопримечательности или объекты туристского приближения (музеи, театры, зрелищные и спортивные объекты), фокусируются и объекты туристского обслуживания. "Кустовая" организация туристских достопримечательностей и видов деятельности является важным принципом планирования. Группирование достопримечательностей в определенных зонах может привлечь больше туристов в каждую из них и способствовать их более продолжительному пребыванию. Это удешевляет создание инфраструктуры и более удобно для организации туров. "Кустовой" подход заключается и в развитии нескольких дополнительных достопримечательностей вблизи основной, притягивающей туристское внимание. Эти вторичные элементы могут уже существовать в данной зоне и только нуждаться в обустройстве. В других случаях они могут быть мобильными (какая-либо культурная массовая акция, событие, зрелище), или развиваться с нуля (например, организация центра для экспозиций и продажи изделий народных промыслов).
1.6. Группировка туристских объектов и форм времяпровождения по функциональным признакам, таких, как объекты размещения, культурные объекты, объекты организации досуга. Размещение должно правильно соотноситься с основными достопримечательностями, не вторгаясь на их территорию, чтобы сохранить исторический облик среды и, в то же время, обеспечивая удобную транспортную и пешеходную доступность.
1.7. Устройство стоянок для туристского транспорта вне дорожно-уличной сети для предотвращения пробок и иных сбоев уличного движения - важное преимущество четкого туристского зонирования.
1.8. Организация зоны зависит от расположения туристских объектов (и показа, и инфраструктуры) по отношению друг к другу, их близости. Вторым условием, позволяющим определить туристскую зону, является ее максимально органичное вхождение в градостроительную систему Москвы. Поэтому главные зоны, находящиеся в Центральном административном округе в пределах Садового кольца, полностью подчиняются структуре радиальных направлений улиц от Кремля и кольцевой связи между ними - по бульварам. Очевидно, что все туристские зоны должны согласоваться с общей политикой развития столицы, с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года. Необходима "увязка" зон с решением экологических, транспортных и социальных проблем, анализ которых дается в Генплане. План развития туризма в Москве рассматривается в качестве одной из составных частей Генерального плана. Такой подход обеспечивает гармоничную интеграцию туризма в жизнь города, что сведет к минимуму проблемы, связанные с конкуренцией за использование земельных участков, с хронической перегрузкой транспортной сети, с определением функционального использования памятников. В том случае, если планы развития туристских зон будут разрабатываться в административных округах города, необходимо, чтобы их связь с тенденциями развития Москвы была скоординирована. При этом важным условием является участие жителей города (или административного округа) в обсуждении проекта на ключевых этапах планирования.
1.9. Важной частью плана являются охранные зоны двух типов природные и исторические. Это имеет непосредственное отношение к развитию туристских зон, на которых они располагаются. Среди природных зон к ним относятся Измайлово и Коломенское. Природные зоны утверждены; на очереди - историко-культурные охранные зоны.
1.10. На решение Генплана о форсированном развитии комплекса "Сити" и Евровокзала опирается выделение зоны, связанной с организацией в ней конгрессного, выставочного и бизнес туризма.
1.11. Отработка теплоходного маршрута "Коломенское-Сити: из XI в XXI век."
1.12. Концептуально важным является решение о строительстве специальных бесплатных стоянок (оно начнется в следующем году) у границ Садового кольца и по периферии Центрального округа. В центре - стоянки только платные. Это обстоятельство оказало влияние на проектирование в Центре в основном пешеходных зон.
1.13. Отсутствуют автостоянки для парковки туристского транспорта в исторических зонах города - для осуществления внешнего визуального осмотра историко-архитектурных и градостроительных памятников. Городские паркинги в центре города практически все платные, поэтому автобусы производят высадку и посадку туристов на проезжей части города, а во время экскурсии останавливаются в близлежащих переулках. Парковка на проезжей части улиц снижает ее пропускную способность, и может служить причиной дорожно-транспортных происшествий.
1.14. Зоны познавательного и эндемического туризма - территории наибольшего сосредоточения достопримечательностей, имеющих развитую сеть гостиничных предприятий и объектов туристской инфраструктуры. Могут также использоваться рекреационные зоны, которые обычно выделяются на территориях с наименьшей концентрацией населения, на акваториях, в элементах природной среды, включенной в городской ландшафт (например, в Сокольниках, в Битцевском лесопарке, причем последний имеет полный комплекс необходимых для этого материальных объектов).
1.15. Формирование туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". Одобренное Мэром Москвы предложение о создании ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", включающей в себя Кремль, Красную площадь, Александровский сад, торговый комплекс "Охотный ряд", Манежную площадь, выставочный зал "Манеж", Боровицкую площадь, Российскую государственную библиотеку, Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Храм Христа Спасителя, пешеходный мост через Москва-реку на "Стрелку", Комплекс Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке, Большой Москворецкий мост, Васильевский спуск, Китайгородскую стену на Москворецкой набережной, "Старый гостиный двор", ГУМ, Красную площадь, нашло свое отражение в подготовке Москомархитектурой комплексной концепции развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" с разработкой бизнес-плана, завершение работ над которыми предусматривается в 2000году. Данная концепция предполагает создание в историческом центре Москвы туристско-рекреационной зоны с осуществлением нового строительства и реконструкции сложившейся застройки с организацией объектов сервисного обслуживания и туристского показа, мест для отдыха и развлечений. Проектом предусмотрена реконструкция Боровицкой площади со строительством нового гостинично-делового центра, Лубянки, Манежа, строительство 2-х уровневой автостоянки на 2000 мест, замена рядовых объектов массового обслуживания с реконструкцией исторических зданий на Пятницкой улице, Кузнецком мосту, Никольской улице. На Боровицкой, Театральной и Лубянской площадях в подземном пространстве предполагается разместить объекты торгово-бытового туристского сервиса.
2. Координация развития туристской инфраструктуры с другими отраслями городского хозяйства: модернизация автодорог, строительство автостоянок, в том числе для экскурсионного транспорта, развитие городского общественного транспорта, развитие коммунального хозяйства, восстановление парков, городских усадеб, музеев и других культурно-зрелищных учреждений, здравоохранение, экология, связь, приспособленность города для людей пожилого возраста и инвалидов.