Главная стратегическая цель Программы заключается в формировании в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристскорекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социальноэкономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурноисторического и природного наследия.
Разработка Программы исходит из модели устойчивого туризма. Устойчивым туризмом называется модель экономического развития в следующих целях:
1. Увеличение доходов от туризма, совершенствование системы налогообложения. Городской бюджет должен формироваться в значительной степени за счет поступлений от туристской деятельности в Москве: на 10% к 2010 году.
2. Повышение качества жизни местного населения, благосостояния москвичей. Использование социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми).
3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест.
4. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов.
5. Рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию.
В качестве основных задач программы выступают:
1. Определение основных направлений деятельности Правительства Москвы по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией.
2. Формирование нормативно-правовой базы туристской отрасли.
3. Развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства.
4. Стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения.
5. Развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Москвы на международном и внутреннем туристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры города.
6. Создание условий для развития туристских зон на территории Москвы и в соседних регионах России на основе соглашений в области туризма. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами.
7. Развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни города. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года и своевременное информирование о них.
8. Возрождение в Москве социального туризма, подъем внутреннего туризма в городе и на этой основе - подъем жизненного уровня населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды.
9. Превращение столицы в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современного города.
10. Проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки.
Программа рассчитана на период до 2010 года и включает в себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия.
Первый этап: 2000-2001 годы - разработка технико-экономических обоснований крупных проектов и реализация первоочередных задач.
Второй этап: 2001-2005 годы - реализация среднесрочных проектов и программ.
Третий этап: 2005-2010 годы - реализация долгосрочных проектов и ежегодных программ.