В настоящее время химическая безопасность Москвы находится в критическом состоянии, в котором имеется реальная возможность возникновения крупных аварий с поражением до тысяч людей.
Такое положение сложилось с течением времени в силу многих причин. Основными из этих причин являются:
- систематическое недофинансирование всеми возможными источниками мероприятий по совершенствованию технологических процессов и повышению уровня безопасности химически опасных объектов (ХОО);
- практическое прекращение работ по совершенствованию законодательной и нормативно-методической баз;
- отсутствие, кроме подготовки к аварийно-спасательным работам (АСР), мероприятий по защите в аварийных ситуациях населения прилегающего района, персонала соседних предприятий, организаций и учреждений, в т.ч. мест массового скопления людей;
- физический и моральный износ оборудования и т.д.
Проблема обеспечения химической безопасности Москвы комплексная, требует объединения и координации усилий многих организаций и органов власти и поэтому может быть решена только с применением программных методов управления и реализации.
Комплекс мероприятий, разрабатываемый в соответствии с общей концепцией, Законом города Москвы от 05.01.98 N 46, условно можно подразделить на группы, имеющие следующие цели:
- предупреждение аварий;
- уменьшение поражающих факторов при авариях;
-защиту персонала и населения;
- организацию и проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ;
- обеспечение выполнения приведенных выше групп мероприятий.
Решение рассматриваемой проблемы требует комплексного подхода и совместного выполнения всех групп мероприятий, при этом на основании зарубежного опыта приоритетными являются первые три группы, т.к. позволяют свести к минимуму вероятности возникновения аварий и величины возможных потерь и ущерба.
В дальнейшем, учитывая необходимость комплексного решения, мероприятия будут разделены по разделам Городской программы и несколько перекомпонованы.
Городская программа "Химическая безопасность Москвы" включает следующие документы:
1. Основные положения Городской программы "Химическая безопасность Москвы" на 2000-2008 годы (Книга 1).
Часть I - Пояснительная записка.
Часть II - Укрупненная Городская программа "Химическая безопасность Москвы" на 2000-2008 годы.
2. Городская программа "Химическая безопасность Москвы" на 2000 год (Книга 2).
3. Приложение 1 - Предложения организаций и предприятий для включения в Городскую программу "Химическая безопасность Москвы" (Книга 3).
4. Приложение 2 - Отзывы организаций и предприятий по 1-й редакции Городской программы "Химическая безопасность Москвы" (Книга 4).
5. Приложение 3 - Ответы на замечания и предложения организаций и предприятий по 1-й редакции Городской программы "Химическая безопасность Москвы" (Книга 5).
Кроме того, на 1-м этапе были выпущены промежуточные документы: анализ обстановки, переданный в АО "МКНТ" в одном экземпляре и макет Программы, переданный на установочном совещании 31 мая с.г. 40 организациям и предприятиям - участникам разработки.
В пояснительной записке излагаются цели, особенности и основные положения концепции Городской программы, а также рекомендуемая последовательность работ и ряд других общих вопросов.
В Городской программе на 2000 год отдается предпочтение решению рассматриваемой проблемы для предприятий, использующих аммиак, и в связи с ограниченными возможностями финансирования программа максимально сокращена. При выделении дополнительных средств программа может быть расширена и интенсифицирована ее реализация.
Программа на последующие годы дана в укрупненном виде и предполагается ее детализация при составлении ежегодных программ, в зависимости от имеющихся возможностей и степени выполнения программы за предыдущий год.
При составлении ежегодных Городских программ "Химическая безопасность Москвы" рассматриваются на конкурсной основе предложения организаций для включения в программу.