По структуре 1-й редакции Городской программы рядом организаций были высказаны замечания. Замечания в основном касаются включения дополнительных вопросов, последовательности изложения программы, наличия отдельных повторов и существенной разницы в объеме и значимости отдельных разделов.
Учитывая высказанные замечания и предложения и в целях более компактного и целенаправленного изложения и последующей разработки программы, в структуру Городской программы и содержание отдельных разделов внесены существенные изменения. В частности, произведена полная перекомпоновка программы; общее количество разделов программы, в основном за счет объединения, сокращено с 15 до 7; дополнительно включен ряд вопросов.
Для раздела 1 предлагается короткое название "Общие принципиальные вопросы".
В разделе 1 объединены наиболее принципиальные вопросы решения рассматриваемой проблемы, имеющие общий характер. Раздел состоит из 6 подразделов:
1.1. Концепции.
1.2. Законодательные акты.
1.3. Нормативно-методическая база.
1.4. Распорядительные документы.
1.5. Совершенствование инфраструктуры общей системы обеспечения безопасности и подсистемы управления химической безопасностью МСЧС.
1.6. Финансирование.
Подраздел 1.1 посвящен доработке и оформлению в виде официального документа общей концепции рассматриваемой проблемы и Городской программы. Особенности общей концепции и ряд основных положений изложены в данной Пояснительной записке.
Подраздел 1.2 посвящен разработке современной законодательной базы.
В настоящее время отсутствует законодательная база по рассматриваемой проблеме, соответствующая сложившимся и реформируемым производственным отношениям, что значительно осложняет практическое решение проблемы.
Начать предлагается с первоочередных законодательных актов, утверждаемых на региональном (Московском) уровне, определяющих материальную, административную, уголовную ответственность руководителей и владельцев ХОО за состояние безопасности производства, своевременное оповещение об аварии, ликвидацию и компенсацию последствий аварий, а также определяющих инфраструктуру системы обеспечения безопасности и ответственность соответствующих структур за обеспечение защиты людей при авариях.
Предлагается предварительно разработать структуру всего пакета законодательных актов по проблеме повышения безопасности производства на ХОО и обеспечения защиты персонала и населения при авариях. В этом пакете дополнительно должны быть учтены: особенности и расширенные задачи системы контроля и надзора; обязательное страхование потенциально опасных объектов; вопросы стимулирования решения проблемы повышения безопасности и защиты населения; определена доля государства и изменение ее во времени в финансировании рассматриваемого комплекса мероприятий, в зависимости от формы собственности и стадии разработки; социальное законодательство, обеспечивающее защиту прав пострадавших, предоставление компенсаций и льгот за причиненный ущерб, установление рублевого эквивалента стоимости жизни, а также решение других аспектов проблемы.
Законодательство должно предусматривать поэтапное исправление создавшегося положения, с постепенным увеличением финансирования за счет владельцев предприятий и страховых компаний и уменьшением доли государства. При этом целесообразно стремиться к созданию такого положения, при котором разработка и реализация мероприятий по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения стали бы выгодны не только с моральной, но и с материальной точки зрения.
Если по юридическим причинам принятие отдельных законодательных актов для временного использования на региональном (Московском) уровне будет заблокировано, то проекты этих законодательных актов срочно в установленном порядке передаются в Государственную Думу для рассмотрения и утверждения.
Подраздел 1.3 посвящен разработке и совершенствованию современной нормативно-методической базы для решения рассматриваемой проблемы.
В связи с разрывом вертикальных связей и общим развалом науки работы в этом направлении длительное время практически не велись, и поэтому нормативно-методическая база устарела и не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям.
Для качественного решения рассматриваемой проблемы необходима многоплановая нормативно-методическая база. В первом приближении ее можно разделить на несколько разделов:
а) Нормативно-методические документы для решения специфических вопросов защиты в аварийных ситуациях.
б) Совершенствование ряда глав СНиП и развивающих их документов.
в) Совершенствование нормативно-методических документов по обеспечению безопасности производства на химических предприятиях различных отраслей промышленности и народного хозяйства.
г) Пособия для обучения руководителей, специалистов и населения по проблеме повышения безопасности производства и обеспечения защиты населения при авариях.
Разработка, доработка и представление на утверждение первоочередных документов нормативно-методической базы включены в Городскую программу "Химическая безопасность Москвы" на 2000 год.
В подразделе 1.4 предусматривается разработка различных постановлений и распоряжения Правительства Москвы, распоряжений 1-го зам. Премьера Правительства, приказов, распоряжений и положений по отраслевым и территориальным органам и других распорядительных документов по вопросам обеспечения химической безопасности Москвы. По указанию органов власти к этой работе могут привлекаться исполнители Городской программы.
Подраздел 1.5 посвящен совершенствованию организационной структуры общей системы управления химической безопасностью и подсистемы МСЧС и является составной частью организации комплексного решения проблемы обеспечения безопасности производства и защиты персонала и населения при авариях и в других ЧС.
Существующая в настоящее время система имеет многочисленные крупные недостатки, проистекающие в основном из того, что существовавшая ранее система разрушена, а новая до конца не отработана и не продумана.