Недействующий

О комплексе мер по повышению химической безопасности г.Москвы (с изменениями на 30 июля 2002 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2016 N 827-ПП)

III. Основные особенности общей концепции
и Городской программы


Основными особенностями предлагаемой общей концепции и Городской программы являются:

- комплексное решение проблемы с апробацией результатов на конкретных объектах;

- учет временного фактора развития аварий, а также местных условий;

- учет поражающих воздействий, свойственных данному объекту и району его размещения;

- обеспечение защиты населения и персонала соседних предприятий и организаций при авариях с проведением комплекса мероприятий, в том числе оборудование зон безопасности (ЗБ) и дооборудование метрополитена;

- обеспечение немедленного обнаружения и оповещения об аварии и возложение ответственности за это на руководителей и владельцев химически опасных предприятий;

- обеспечение непрерывного и надежного управления и руководства в аварийных ситуациях, в т.ч. создание временных и защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (ЗПУ ПД);

- поэтапное решение проблемы;

- учет переходного периода развития экономики;

- совершенствование инфраструктуры системы обеспечения безопасности;

- практическая направленность решения проблемы.

Из перечисленных особенностей наиболее принципиальными и требующими проведения специфических мероприятий являются:

а) Учет временного фактора развития аварий, требующий проведения ряда мероприятий, в т.ч. создание в первую очередь локальных систем одновременного немедленного (в течение 1-2 минут от начала аварии) оповещения об аварии населения, соседних предприятий и организаций и других заинтересованных организаций и ведомств.

б) Проведение модернизации и внедрение новых технологий.

в) Обеспечение защиты при авариях населения, соседних предприятий и организаций с проведением комплекса мероприятий, которые в настоящее время практически нигде не проводятся.

г) Практическая направленность и поэтапное решение проблемы. При этом ряд работ исследовательского характера проводится параллельно, что сокращает сроки начала и окончания реализации, а поэтапность осуществляется в разных направлениях: при решении проблемы в целом и отдельных ее аспектов, при реализации отдельных систем и мероприятий и т.д.

Создание локальных систем одновременного немедленного (в течение 1-2 минут от начала аварии) оповещения об аварии населения, соседних предприятий, организаций, учреждений, мест массового скопления людей и метрополитена, органов власти, МЧС, МВД, Минздрава и других заинтересованных организаций и ведомств является одной из главных важнейших задач, т.к. от введения в действие этой системы зависит эффективность практически всех защитных мероприятий. Поэтому средства на эти системы должны быть выделены в полном объеме, даже, при необходимости, за счет других мероприятий.

Как показали выполненные исследования, проведение модернизации предприятий, использующих аммиак, без разработки и внедрения новых технологий не обеспечивает решение рассматриваемой проблемы. Поэтому уже в 2000 году необходимо предусмотреть разработку новых технологий, в частности, обеспечивающих резкое снижение расчетных масс аварийного выброса и пролива аммиака. Предложения по таким системам имеются.

В наиболее запущенном состоянии находятся вопросы обеспечения защиты населения и других категорий людей. Здесь, кроме подготовительных мероприятий к АСР, другие мероприятия не планируются и не проводятся практически нигде. Вместе с тем без проведения этих мероприятий рассматриваемая проблема не может быть решена.

Практическая направленность большинства позиций годовой и укрупненной Городской программы и поэтапность решения всех аспектов проблемы облегчают и ускоряют получение реальных результатов в повышении уровня химической безопасности Москвы.

Доработку и официальное оформление Общей концепции рассматриваемой проблемы и Городской программы целесообразно выполнить в 2000 году с учетом разработанного АСЗН проекта "Общей концепции повышения безопасности производства и обеспечения защиты населения в ЧС различных типов", 1996, АСЗН.