"Расчет потребностей в бюджетных средствах на финансирование
бесплатного питания учащихся общеобразовательных школ г.Москвы в
2001-2003 годах"
Расчет основан:
- на данных прогноза численности различных категорий учащихся в общеобразовательных школах города в 2001-2003 годах, подготовленного Московским комитетом образования (табл.1).
Таблица 1
Категории учащихся | Численность (тыс. чел.) | |||
2000 год (факт) | Прогноз | |||
2001 год | 2002 год | 2003 год | ||
1-4 классы | 261,7 | 304,6 | 297,4 | 289,9 |
5-11 классы | 558,7 | 688,3 | 678,2 | 658,1 |
Из многодетных и социально незащищенных семей | 219,5 | 241,2 | 252,2 | 248,1 |
- на оценке современных рационов питания учащихся, которая свидетельствует о том, что при стоимости двухразового питания в 24 руб. на 1 чел. в день, степень удовлетворения физиологических потребностей школьников всех возрастных групп ниже установленного уровня по основным пищевым веществам, энергии, витаминам и микроэлементам (табл.2).
- на результатах исследований НИИ питания РАМН и МГУПБ по сбалансированным рационам питания учащихся, которые носят расчетный характер и позволяют оценить ориентировочную стоимость приемлемого рациона при сложившемся уровне цен на продукцию школьного питания.
Таблица 2
Оценка степени удовлетворения физиологических потребностей учащихся
при двухразовом питании (по данным НИИ питания РАМН и МГУПБТ в
среднем по всем возрастным группам)
Рекомендуемые размеры потребления в школе (завтрак и обед) | По существующим рационам | По сбалансированным рационам | |||
|
| Факт | % | Факт | % |
Энергия, ккал | 1471 | 1091 | 74 | 1464 | 100 |
Белок, г | 48 | 39,7 | 83 | 48 | 100 |
Жир, г | 49 | 33,7 | 69 | 49 | 100 |
Углеводы, г | 209 | 157 | 75 | 205 | 98 |
Витамин С, мг | 35,8 | 20,3 | 56 | 37,2 | 104 |
Кальций, мг | 632 | 275 | 44 | 437 | 70 |
Магний, мг | 151 | 175 | 116 | 154 | 102 |
Железо, мг | 8,3 | 9,0 | 108 | 8,6 | 104 |
Витамин А, мг | 0,47 | 0,6 | 128 | 0,48 | 103 |
Витамин В, мг | 0,74 | 0,59 | 80 | 0,76 | 104 |
Витамин В, мг | 0,88 | 0,65 | 74 | 0,9 | 102 |
Витамин РР, мг | 9,63 | 8,6 | 89 | 9,82 | 102 |
Расчетная стоимость рациона в день в среднем на 1 чел. | 24 руб. | 32 руб. |
Расчетная стоимость сбалансированного рациона двухразового питания (32 руб. на 1 чел. в день) подтверждается при пересчете стоимости рациона питания в 1997 году (рацион был сбалансирован по энергии) в ценах января 2000 года с использованием официальных индексов цен на продовольственные товары: 11 х 1,451 х 2,220 = 35,4 руб.
За счет мероприятий программы по повышению эффективности конкурсного отбора поставщиков продовольствия и предприятий и фирм на обслуживание учащихся*, представляется возможным добиться снижения цен на 13-14%. Это индикативная оценка, подтверждаемая исследованиями ценовой конъюнктуры на продовольственном рынке города и данными о фактических уровнях наценок в комбинатах школьного питания и альтернативных предприятиях.
_______________
* Предусматривается введение в критерии конкурсного отбора показателя уровня наценок на питание, используемых участниками конкурса.
С учетом этого, требуется дополнительное финансирование из средств городского бюджета двухразового питания (завтрак и обед) учащихся из многодетных и социально незащищенных семей в размере 3,6 руб. на 1 чел. в день, т.е. выход на норматив в 27,6 руб.
Варианты введения нового норматива:
I вариант - единовременное, начиная с 2001 года, увеличение норматива на 3,6 руб. на 1 чел. в день. В этом случае дополнительные затраты городского бюджета на организацию бесплатного двухразового питания учащихся из многодетных и социально незащищенных семей составят 360369 тыс.руб., в том числе в 2001 году - 117223 тыс.руб., 2002 году - 122569 тыс.руб., 2003 году - 120577 тыс.руб.
II вариант - поэтапное, в течение трех лет увеличение норматива (ежегодная прибавка на 1,2 руб. на 1 чел. в день). В этом случае дополнительные затраты городского бюджета составят 241364 тыс.руб., в том числе в 2001 году - 39074 тыс.руб., 2002 году - 81713 тыс.руб., 2003 году - 120577 тыс.руб.
Дополнительного бюджетного финансирования на улучшение рационов одноразового питания (завтрак) для учащихся 1-4 классов и экспресс-завтраков для учащихся 5-11 классов не требуется. Соответствующие затраты полностью перекрываются экономическим эффектом от реализации мероприятий программы.
С учетом данных прогноза численности различных категорий учащихся в общеобразовательных школах города в 2001-2003 годах, затраты на бесплатное питание школьников по линии Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы оцениваются следующим образом (табл.3).
Таблица 3
(в ценах января 2000 года, тыс.руб.)