Недействующий

О законодательной инициативе Московской городской Думы "О проекте Федерального закона "О регулировании оборота образцов редких и исчезающих видов диких животных и растений" (утратило силу)

Приложение 3
к проекту Федерального закона
"О регулировании оборота
образцов редких и исчезающих видов
диких животных и растений"

     

Финансово-экономическое обоснование принятия проекта Федерального закона "О регулировании оборота образцов редких и исчезающих видов диких животных и растений"



По данным Интерпола нелегальная торговля дикими животными и растениями без учета древесины и рыбной продукции выходит на второе место в мире после наркотиков, достигая 6 млрд.долларов США ежегодно.

Российская Федерация является одной из основных стран на незаконном рынке биологических объектов, выступая как импортер, экспортер и как страна транзита. За 11 месяцев 1999 года только на таможенных постах города Москвы было произведено 47 задержаний незаконных грузов с образцами диких животных и растений на общую сумму свыше 100 тыс.долларов США. По оценке экспертов это составляет лишь 5 процентов от всего незаконного ввоза, осуществляемого через Москву.

Незаконно ввезенные животные поступают в продажу как через сеть нелегальных дилеров, так и в открытую - на Птичий рынок. На рынке одновременно могут быть выставлены на продажу животные видов, включенных в Приложения СИТЕС, на общую сумму, превышающую 120 тыс.долларов США. Животные, незаконно ввезенные на территорию России, в странах происхождения скупаются, как правило, за небольшие суммы. В торговле экзотическими видами прибыль в 500-1000 процентов считается нормой. Из-за отсутствия в России адекватного внутреннего законодательства, регулирующего отношения в области оборота редких видов животных и растений, этот активно развивающийся вид бизнеса полностью находится в сфере "теневой" экономики. Продавцы и посредники получают весьма значительные доходы, не платя подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и т.д.

Вызванный неконтролируемым спросом наплыв ввозимых из-за рубежа объектов фауны и флоры сужает налогооблагаемую базу, так как не дает развиваться легальному предпринимательству в области разведения экзотических животных и растений. Многие энтузиасты, начинавшие эту деятельность, были вынуждены свернуть свои коммерческие проекты.

Неурегулированность отношений на рынке экзотических животных, их частей и дериватов имеет существенные негативные экономические последствия в результате повышения заболеваемости населения, в первую очередь людей, непосредственно контактирующих с животными. Неконтролируемый ввоз и продажа изъятых из природы и пользующихся спросом на российском рынке экзотических животных опасны возможностью завоза в страну малознакомых инфекций. Так, отмеченный медиками в 1993-95 годах в Москве резкий рост смертности последовал за пиком ввоза приматов и попугаев в Россию. Это касается не только любителей, содержащих экзотических птиц и зверей у себя на дому. Обезьянки и попугаи широко используются уличными фотографами и самодеятельными шоуменами, работающими в местах скопления людей, обычно не имея соответствующих разрешений, что создает опасность самого широкого распространения инфекций.

Некоторые объекты, занесенные в Приложения СИТЕС и добываемые нелегально, широко представлены на внутреннем российском рынке. Это в первую очередь осетрина и черная икра. Объемы незаконного вылова осетровых в десятки раз превышают легальные квоты на вылов. Продукция браконьерского промысла поступает в крупные города с устойчивым платежеспособным спросом. Торговля осетриной в различных видах и черной икрой открыто осуществляется на рынках и в магазинах. На нелегальном сырье работает целая индустрия по переработке осетрины. По данным экспертов только в Москву каждый день поступает в среднем около 10 тонн мороженого мяса осетров, а в ближайшем Подмосковье постоянно работают 30-50 коптилен. Дилеры, продающие оборудование по производству так называемой "нарезки", обязуются поставлять покупателю сырье по минимальным ценам в течение ближайшего года.

Отсутствие единого действенного законодательства, регулирующего коммерческое использование редких видов, делает малоэффективными действия правоохранительных органов, часто не способных доказать незаконность происхождения товара, и существенно сокращает доходы бюджетов всех уровней. Преобладание нелегальной продукции осетровых и икры в России препятствует развитию внешнеторговых операций страны с этой категорией товаров. Например, практически прекращен импорт российской икры США, сокращаются объемы экспорта в страны Западной Европы. В результате происходит вытеснение России с мирового рынка осетровых (только 36 процентов мирового рынка).

Объем заготовок и нелегального вывоза за рубеж кабарожьей "струи" только с Дальнего Востока России составляет до 500 кг в год. По ценам Гонконгского аукциона это эквивалентно 25 млн.долларов США. При этом цены, предлагаемые перекупщиками, составляют не более 5 процентов от конечной цены. Эффективной альтернативой браконьерской и контрабандистской активности на Дальнем Востоке может быть только создание легальных и подконтрольных структур по заготовке, обработке и торговле кабарожьей "струей". В настоящее время на Дальнем Востоке имеются такие фирмы, но большинство из них находится на грани банкротства или занимается "струей" попутно, так как рынок насыщен нелегальным более дешевым товаром, с которого не уплачиваются налоги. Наиболее эффективным способом минимизации "черного" рынка представляется всемерное содействие развитию легального рынка кабарожьей "струи" в сочетании с мерами полицейского воздействия на нелегальных торговцев, браконьеров и контрабандистов, а такое воздействие станет возможным лишь после того, как специальное законодательство отрегулирует взаимоотношения в этой области.

В Приморском крае в 1995-1999 годах было задержано около 50 кг дикого женьшеня, в то время как эксперты оценивают ежегодный вывоз за рубеж в 500-2000 кг (до 80 млн.долларов США в ценах "черного" рынка Китая).

Общий объем нелегальной торговли биологическими ресурсами только на Дальнем Востоке оценивается суммой от 1,5 до 5 млрд.долларов США. При этом не все виды этой деятельности преступны, но, как правило, они находятся вне правового поля. Принятие закона, регулирующего оборот редких животных и растений, позволит вывести огромное число участников этого рынка из "тени" и существенно увеличить собираемость налогов на всех уровнях.

Принятие и исполнение предлагаемого закона позволит увеличить поступления в бюджет за счет налагаемых на нарушителей штрафов и за счет средств, вырученных от реализации конфискованных образцов. Реализация норм закона позволит получать дополнительные финансовые средства за счет взимания платы за регистрацию, рассмотрение заявлений, лицензирование, выдачу разрешений, возмещение вреда, компенсаций за передержку животных, исполнения удовлетворенных исков, уплаты штрафов. Эти средства позволят обеспечить деятельность Административных и Научных органов СИТЕС, центров спасения, компенсировать затраты бюджета на содержание, выпуск в природу, возвращение в страну происхождения живых образцов. Кроме того, часть средств будет поступать в бюджеты. Передача части средств, полученных от штрафов, лицам, непосредственно вскрывшим правонарушения, может существенно повысить эффективность реализации закона.

Таким образом, принятие Федерального закона "О регулировании оборота образцов редких и исчезающих видов диких животных и растений" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, будет способствовать совершенствованию экономических механизмов охраны редких и исчезающих видов диких животных и растений, положительно скажется на состоянии федерального бюджета и поможет изыскать дополнительные финансовые средства для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации. Принятие данного закона позволит существенно повысить эффективность использования выделяемых средств.