Недействующий

Об оснащении образовательных учреждений г.Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 26.12.2012 N 839-ПП)

Паспорт Программы "Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием"

Наименование Программы

Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием

Основание для разработки Программы

Городская программа "Столичное образование-2"

Государственный заказчик

Правительство Москвы

Основные разработчики Программы

Московский комитет образования

Цели и задачи Программы, важнейшие программные показатели














Цель:
Обеспечить качество образовательной среды учреждений московского образования, необходимое для их нормального функционирования и дальнейшего развития системы образования города
Задачи:
Разработка нормативной базы оснащения, распределения, передачи и списания учебного оборудования;
Проведение аттестации образовательной среды учреждений;
Планирование развития образовательной среды;
Оснащение оборудованием образовательных учреждений, обслуживание и ремонт оборудования;
Методическая поддержка, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, обобщение опыта по вопросам использования оборудования

Сроки реализации
Программы

2001-2005 годы

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы осуществляется из городского бюджета в течение пяти лет общим объемом 5,5 млрд.рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы










Ежегодно формируется городской заказ на
оборудование образовательных учреждений.
Общеобразовательные учреждения обеспечиваются:
    - обслуживанием и текущим ремонтом
      образовательного оборудования,
    - расходными материалами для образовательного процесса,
    - все выходящие из реконструкции и капитального ремонта общеобразовательные учреждения оснащаются по минимальному уровню.
К моменту завершения Программы все московские общеобразовательные учреждения будут оснащены по минимальному уровню.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Москвы


Роль оборудования в образовательном процессе

Оборудование является столь же необходимым для обеспечения качественного образования, как учебная литература и квалифицированные педагогические кадры.

Действительно эффективный образовательный процесс, обеспечивающий полноценные знания, высокую заинтересованность учащихся, требует аудио-визуальных форм представления информации и активной учебной деятельности самих учащихся, не только с информационными, но и, что особенно важно, с материальными объектами. Поэтому федеральные и региональные образовательные программы накладывают особые требования на учебное оборудование. Выполнение этих требований необходимо для лицензирования деятельности учреждения. Традиционно необходимое оборудование присутствовало в школьных кабинетах и в советский период.

Для современного образования характерен переход к более активной роли учащегося, к большим возможностям для индивидуализации образования. Эти тенденции повышают роль оборудования в образовании. Однако и традиционные подходы, методики, содержание образования требуют соответствующего оснащения.

Все это приводит к необходимости наличия обязательного минимума оборудования в кабинетах и классах:

- естественно-математических дисциплин

Это - лабораторные установки, измерительные приборы, приборы наблюдения образцы и коллекции - для наглядного иллюстрирования научных положений и демонстрации явлений и эффектов, а также и самостоятельного экспериментирования школьников;

- обществознания, географии, филологии и других гуманитарных дисциплин

Таблицы, карты, репродукции, проекционное и аудио-видео оборудование, устройства записи зрительной и звуковой информации делают понятными и запоминающимися для учащихся самые сложные темы этих курсов, позволяют им самим создавать творческие работы; иностранного языка Аудио-видео, компьютерное оборудование обеспечивают "погружение" учащегося в среду изучаемого языка, облегчают и делают более прочным запоминание;

- материальных технологий

К ним относятся учебные обрабатывающие станки, машины и инструменты, которые обеспечивают навыки работы с основными технологиями обработки различных типов материалов: металлов, дерева, ткани, пищевых продуктов; конструкторы, в том числе управляемые компьютером, для изучения основ моделирования, проектирования, технологии управления, дизайна и конструирования; - изобразительного искусства и музыки Музыкальные инструменты, мольберты, скульптуры, репродукции, аудио-видео оборудование используются для знакомства учащегося с наиболее значительными или важными с учебной точки зрения образцами искусства, обеспечивают возможность творчества для самих учащихся; - начальной школы Разнообразный счетный и азбучный материалы, плакаты и таблицы, конструкторы, музыкальные инструменты, простейшие приборы и инструменты для наблюдения, измерения, исследования окружающего мира, аудио-видео системы обеспечивают игровой и развивающий компонент, во многом сглаживают переход от семьи и детского сада к школе, сенсорно обогащают образовательный процесс и обуславливают дальнейшее развитие ребенка; - спортивного зала Спортивные снаряды, игровой и другой инвентарь обеспечивает возможность индивидуальных и групповых занятий и укрепление здоровья учащихся вне зависимости от их спортивных показателей.

Наглядные пособия - таблицы, плакаты, карты, глобусы, аудиовизуальные средства - слайд-проекторы, кодоскопы, эпидиаскопы в последние годы все чаще заменяются универсальным мультимедийным проектором, позволяющим демонстрировать всему классу видеофильм, компьютерную программу, страницу учебника, ход естественно-научного эксперимента и т. п.

Ряд кабинетов и видов оборудования требует обеспечения расходными материалами (химические реактивы, лампы для проекторов, картриджи для принтеров и др.).

Воспитательный компонент, естественно сочетающийся с учебным в образовательном процессе, предполагает оборудование актового зала, медиатеки аудиовизуальным оборудованием, в том числе проекционным, и наличие аудио- и видео- аппаратуры, доступной для использования в классе и вне школы, наличие музыкальных инструментов, оборудование игровых помещений для групп продленного дня. Некоторые из этих компонентов оснащения школы играют основную техническую роль во взаимодействии школы с общественностью и родителями.

Библиотеки и создаваемые на их базе медиатеки приобретают все большую роль в жизни современной школы, являясь центрами информационных ресурсов и самостоятельной работы с информацией для учителей и учащихся по всем предметам.

Общешкольные нужды также требуют средств информационных технологий: компьютеров, принтеров, множительной техники, модемов, факса, системы записи и расшифровки речи.

Мониторинг здоровья учащихся - важнейшее направление городской Программы "Образование и здоровье" требует соответствующей аппаратуры, которая должна использоваться и в рамках изучения естественнонаучных дисциплин.

Материальная и информационная среды для дошкольного образовательного учреждения так же важны как и для школы. В детском саду особенно важно создать игровую и развивающую среду, предполагающую все формы детской активности и включение "всех органов чувств".

Системы начального профессионального и дополнительного образования нуждаются в оборудовании в неменьшей степени. Многие предметы оборудования для образовательных учреждений (измерительные приборы, аудио- и видео- аппаратура) должны обладать повышенными характеристиками по надежности и устойчивости к жестким условиям эксплуатации, аналогичными характеристикам оборудования для использования в вооруженных силах.

Уровни оснащения

Существующие требования, программы и учебники различных дисциплин, документы Министерства образования, рекомендации РАО и международный опыт позволяют выделить следующие уровни оснащения школы по различным дисциплинам и направлениям деятельности:

Базовый (минимальный) - позволяющий обеспечивать образовательный процесс в соответствии с требования программ с некоторыми ограничениями на эффективность (число учащихся, работающих с одним прибором, уровень демонстрационной наглядности и т. д.)

Оптимальный - расширение базового, дающее максимальную эффективность образовательного процесса

Перспективный - ориентированный на будущее развитие содержания образования и образовательных технологий