Недействующий

Об оснащении образовательных учреждений г.Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 26.12.2012 N 839-ПП)

Состояние проблемы и необходимость Программы

В течение последних лет в Москве и других регионах России, финансирования оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием было недостаточным даже для поддержания уровня оснащенности постоянным. Исключение составляют школы-новостройки, уровень оснащения которых, во многих случаях выше минимального и даже приближался к оптимальному. Институт новых технологий образования (ИНТ) осуществлял комплектацию, отслеживание производства, сопровождение продукта, контакты со строителями и архитекторами, разработку новых нормативов и спецификаций, повышение квалификации учителей школ-новостроек, получивших современное оборудование.

По основным видам оборудования уровень обеспеченности учреждений московского образования не превосходит 25%.

Приведем типичные данные о наличии оборудования по 2000 году.

Уровень оснащения демонстрационным оборудованием по физике: для 7 класса - 23%, для 8 класса - 18%, для 9 класса - 26%, для 10 и 11 - 22%. Только в 11% школ есть оборудование для проведения всех необходимых лабораторных работ по физике.

Уровень оснащения демонстрационным оборудованием (скелет человека, модель цветкового растения и пр.) по биологии: ботаника (5-6 классы) - 18%, зоология (7 класс) - 12%, анатомия (9 класс) - 21%, общая биология (10-11 классы) - 12%. Оборудование для практических работ (микроскопы, лупы, препаравальные инструменты и пр.) имеется в 14% школ.

Положение дел с химическим оборудованием еще хуже. Демонстрационным оборудованием укомплектовано 19% школ, лабораторным - всего 7%. Однако и это оборудование не может быть полноценно использовано, поскольку химические реактивы остались лишь в 9% школ.

Нехватка компонентов образовательной среды ведет к существенному снижению качества преподавания в целом, невозможности достижения важнейших образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья, углублению социального неравенства в возможностях получения образования.

Объем содержания основных учебных предметов, обеспеченный учебным оборудованием

ОКРУГ

Учреждения
городского
подчинения

СВО
%

СО
%

ЦО
%

СЗО
%

ЮО
%

Зеленоград
%

ЮВО
%

ЮЗО
%

ВО
%

ЗО
%

В среднем
по городу
%

Кабинет физики  





   

  

   

   

   

  

  

         

Демостр.оборуд.
в т.ч.  

10

18

16

26

10

57

27

32

12

23

5

21

7 класс

9

14

15

23

11

68

29

34

13

24

10

23

8 класс

7

12

11

26

6

45

24

29

12

19

6

18

9 класс

16

26

23

24

14

61

29

36

15

27

11

26

10 класс

9

16

14

32

7

59

29

33

13

24

7

22

Лабораторное оборуд.

11

5

8

12

5

10

17

29

11

12

3

11

Информационные
ресурсы

1

1

2

40

5

11

12

25

9

11

3

11

Рабочее место   
учителя

13

5

1

14

13

5

3

9

4

7

2

7

Кабинет химии   













Демонстрационное     
оборудование   

6

8

5

12

10

68

25

36

13

20

9

19

Лабораторное  
оборудование

1

1

3

12

10

6

9

17

7

7

3

7

Химреактивы    

7

3

1

7

8

12

3

25

8

8

12

9

Информационные
ресурсы

5

4

6

30

10

14

11

28

10

13

16

13

Рабочее место   
учителя

1

1

2

5

10

7

1

9

4

4

9

5

Кабинет биологии













Демонстрационное     
оборудование, в т.ч.

8

16

9

10

7

37

19

34

12

17

8

16

Ботаника 5-6 кл

10

16

8

12

5

45

23

38

13

19

5

18

Зоология 7 класс

3

5

4

3

6

30

20

29

11

12

16

12

Анатомия 8-9 кл

16

29

20

14

11

45

20

40

13

23

4

21

Общая   биология
10-11 кл

3

14

6

13

6

30

12

27

10

13

2

12

Лабораторное  
оборудование   

4

5

22

8

11

31

11

25

9

14

15

14

Информационные
ресурсы

2

16

2

30

10

32

1

12

5

12

15

12

Рабочее
место учителя

9

11

6

23

29

16

5

20

7

14

18

14

Кабинет иностранного языка (лингафонный  
кабинет)

31

41

12

15

14

25

6

36

12

21

10

20

Общешкольные
технические средства

11

11

7

8

12

7

8

14

6

9

10

9


Резкое снижение финансирования образования по России привело к фактическому прекращению производства многих видов образовательного оборудования и закрытию предприятий, работавших в этой области в советское время. Большая номенклатура изделий при низкой их стоимости и относительно малых количественных объемах потребности делает невозможным развертывание производства специализированного образовательного оборудования на больших предприятиях. Подробная информация о положении дел с производством учебного оборудования, необходимого московским школам содержится в соответствующих таблицах Информационно-аналитическического материала.

Осознание серьезности положения привело Министерство образования РФ к необходимости запуска программы "Образовательная индустрия". Однако до сих пор нет ясности ни с содержанием, ни с финансированием этой федеральной программы.

Цели Программы, важнейшие программные показатели Потребность в обеспечении оборудованием по минимальному уровню для образовательных учреждений указана в таблице:

Кабинет


Всего
кабинетов
в городе

Оснащены

Оснащены
в %

Необходимо
оборудовать

Стоимость
одного
(тыс.руб.)

Всего
стоимость
(тыс.руб.)

Физика        

2134

249

17

1885

483

910349

Химия         

1466

161

11

1305

124

161788

Биология      

1466

220

15

1246

89

110903

Начальная     
школа (4 кабинета:1, 2, 3 и 4 классы      

2134

396

19

1738

661

1148818

Лингафонный   
кабинет       

1466

293

20

1173

572

671312

Технология    

2932

255

9

2677

232

621064

География     

2134

412

19

1722

128

220416

Математика    

3600

144

4

3456

45

155520

История       

2932

723

25

2209

103

226423

Словесность   

3600

756

21

2844

10

28440

Искусство     

1466

211

14

1255

202

253510

Общешкольные  
технические   
ресурсы     

1466

341

23

1125

148

166500

Медиатека     

1466

78

5

1388

284

394192

Актовый зал   

1466

122

8

1344

350

470400

5539634


Для обеспечения потребностей образовательных округов и учреждений городского подчинения в оборудовании образовательного процесса необходимо следующее финансирование:

Административные
округа

ЦО



СО



ЮО



СВО



СЗО



ЗО



ЮЗ



ВО



ЮВО



Зел



Учреждения
городского
подчинения

Финансирование в млн. рублей     

556

491

654

617

363

596

583

605

570

170

334


Распределение по годам средств, необходимых для реализации Программы:

             

2001

2002

2003

2004

2005

Финансирование в млн.  рублей       

1108

1108

1108

1108

1108