Бурно развивающиеся в России современные информационные технологии, в том числе Интернет, определили появление принципиально нового, крайне важного в нынешних российских условиях вида хранения и передачи данных - электронного. В Москве уже накоплен практический опыт создания и функционирования электронных средств информационной поддержки малого предпринимательства. В частности, данным видом деятельности уже давно занимается Московская торгово-промышленная палата (МТПП), объединяющая предприятия Московского региона и содействующая формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры. МТПП располагает штатом специалистов по информатике и большим набором регулярно обновляемых баз данных, содержащих адресно-справочную, правовую и коммерческую информацию, в том числе оперативную информацию о спросе и предложении по целому ряду товаров. С целью ускорения информационного обмена с пользователями информационных ресурсов, организации, входящие в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, активно используют возможности новых информационных технологий. Так, в настоящее время открыт для бесплатного доступа малых предприятий и всех заинтересованных пользователей сервер "Информационная сеть "Малый бизнес Москвы" (МБМ). На сервере размещена информация о городской системе поддержки малого предпринимательства, "Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Москве на 1998-2000 г.г.", различная информация для предпринимателей, результаты конкурса "Лучший предприниматель Москвы", оперативный календарь новостей, "горячая линия" Общественно-экспертного Совета при Мэре и Правительстве Москвы и другая информация. Ежедневно на сервер обращается 150-200 новых пользователей, получающих 1,5-2 тыс. страниц информации. Создан сервер "Деловая пресса", где публикуются электронные версии газет "Деловая Москва сегодня", "Бизнес для всех", журнала "Лизинг-ревю", а также электронные издания "Новости малого бизнеса", "Новости Системы ММЦ", "Маркетинг и практика предпринимательства", "Российские политические портреты", "Вести Отечества", "Москва: Мэр и бизнес", "Выбирает Россия", "Торговая неделя", "Новые технологии", "Налоги и бизнес", "Бизнес и криминал".
Для определения текущего состояния дел в сфере малого предпринимательства, направлений его развития, осуществления возможности предоставления адресной поддержки малым предприятиям в Москве создан и ведется Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы. Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Департамент регламентирует представление права пользования базами данных Реестра, определяет уполномоченных представителей держателя Реестра (ТАРПы), которые практически осуществляют сбор, систематизацию и актуализацию информации о субъектах МП Москвы.
Разработана единая программная система и введены в эксплуатацию все программные блоки внесения информации о малых предприятиях в базу данных, осуществления аналитических выборок по всем вносимым в базу данных параметрам малого предприятия. Московским агентством по развитию предпринимательства проводится регулярный мониторинг состояния малого предпринимательства в Москве в отраслевом и территориальном разрезе. Необходимость ежегодного подтверждения статуса субъекта малого предприятия позволяет постоянно актуализировать информацию баз данных Реестра. Осуществлена привязка системы Реестра к техническим средствам и сети передачи данных "Малый бизнес Москвы".
В ходе реализации Московским агентством по развитию предпринимательства проекта "Развитие городской системы дистанционного консалтинга для субъектов малого предпринимательства" для осуществления заочного консультирования предпринимателей в удобном для них режиме создан специализированный веб-сервер "Дистанционный консалтинг" (www.distcons.ru) . В МАРП оборудованы и открыты для свободного доступа предпринимателей рабочие места пользователей системы дистанционного консалтинга. Не выходя из офиса или дома, предприниматель может по лучить заочные консультации специалистов МАРП по интересующим его вопросам, послав запрос эксперту "Горячей линии" консультационной поддержки. На сервере ведется накопление статистики поступающих запросов и наполнение базы данных "Вопрос-ответ".
Сформирована и доступна клиентам база данных экспертов Московского городского центра поддержки предпринимательства. В настоящее время в базе содержатся сведения более чем о 120 консультантах МАРП, ТАРПов, МФПМП, МЛК, ММЦ, МЦС и других организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Формируется база данных "Дистанционное обучение", которая будет содержать информацию о московских организациях, предоставляющих услуги подобного рода. Проводится регулярный мониторинг информационных и консультационных потребностей предпринимателей путем анкетирования малых предприятий при участии территориальных агентств по развитию предпринимательства в административных округах г.Москвы. Для оценки результатов мониторинга разработано специальное программное обеспечение.
При участии ведущих информационных и консалтинговых компаний разработано более 10 информационно - обучающих модулей, представляющих собой электронные пособия для самостоятельного дистанционного обучения предпринимателей различным аспектам бизнеса, а также Интернет-версия популярного аудио-печатного курса "Ваш бизнес", содержащего полезную тематическую информацию по основам предпринимательской деятельности. Средства электронной информации активно используются в информационной сети Системы Межрегиональных Маркетинговых Центров. Система ММЦ существует как межрегиональная, а в перспективе - международная, сеть независимых центров, осуществляющих обмен маркетинговой информацией и сопровождение коммерческих проектов. Она способствует преодолению разобщенности региональных рынков.
Достижение этих целей невозможно без создания единого информационного пространства, организованного на базе самых современных технологий и подчиненного единым стандартам. Решению именно этой задачи способствует деятельность информационной сети (ИС) Системы ММЦ. Информационная сеть, построение которой началось в ноябре 1997 года, состоялась как важнейший инструмент решения поставленной задачи: систематического поиска партнеров для отечественных предпринимателей на межрегиональном уровне. На сегодняшний день база данных российских предприятий, доступная почти в полном объеме посетителям веб-сайта MARKETCENTER.RU, содержит около 47 тысяч записей о компаниях, небольших фирмах, заводах, агентствах, оптовых складах, общественных организациях и др., информация о деятельности которых поступила от межрегиональных маркетинговых цент ров. Активно обновляется база коммерческих предложений, насчитывающая более 600 актуальных запросов и предложений, открыт "Каталог товаров и услуг", являющийся подробным банком данных по региональной продукции. Сравнительно недавно на сайте открылся справочный ресурс по инвестиционным проектам из регионов России, регулярно обновляется информация по мелкооптовым ценам на местных рынках. Пользователям предоставлена возможность оперативной публикации коммерческих объявлений в режиме on-line. Ежедневно сайт посещают более 500 человек. Авторизованные участники сети имеют доступ ко всем информационным ресурсам. Незарегистрированные пользователи сети ("гости") получают ограниченный доступ к информации. Сами ресурсы создаются участника ми сети в целях информационного сопровождения деятельности Системы.
И, наконец, ИС активно использует возможности существующих межрегиональных и глобальных сетей, прежде всего Интернет, а ее корпоративный характер обеспечивается единством структурных, программных и содержательных стандартов. Стандартной услугой любого ММЦ является размещение информации клиента на сервере Системы. Представители малого и среднего бизнеса, обратившись в ММЦ за разовой справкой, могут получить регулярный пользовательский доступ к серверу и самостоятельно работать с ин формационным массивом, а также заключить с любым центром договор о постоянном информационном обслуживании. Такое сотрудничество позволяет регулярно получать справки о наличии спроса на определенную продукцию в указанных регионах, о круге возможных корпоративных потребителей вкупе с экспертным анализом их возможностей, об активности конкурентов и т.д.
Наличие информационных узлов системы в регионах России способно продемонстрировать ряд социальных эффектов: позитивное развитие структуры занятости населения, постепенное выравнивание уровней экономического развития регионов, рост налогооблагаемой базы отечественного бизнеса. В то же время, Система ММЦ развивает тесное сотрудничество с международными сетями деловой информации, способствует привлечению в страну иностранных инвестиций и открывает отечественным производителям возможности международной ко операции и субконтрактации.
Анализ результатов проведенной работы по созданию электронных средств информации в Москве позволяет сделать вывод о том, что именно создание устойчиво функционирующей системы информационного обеспечения МП на базе современных электронных систем и технологий является необходимым условием для дальнейшего развития предпринимательства. При этом должно обеспечиваться поддержание соответствующего уровня ин формационной поддержки МП и организации информационного взаимодействия, включая продвижение перспективных планов, проектов и программ, формирование позитивного общественного мнения о предпринимательстве.
Назрела необходимость в оперативном информационном обеспечении предпринимательства, создании систем электронных торгов, организации удаленного доступа к информационным ресурсам, организации деятельности интерактивных систем поддержки предпринимательства. Неотделимость развития экономики Москвы от других регионов России и стран СНГ обосновывает настоятельную потребность в укреплении и развитии форм межрегионального сотрудничества. Предпосылкой этого процесса является также и то, что как в Москве, так и в других регионах России и СНГ за последние годы создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, повышение эффективности которой возможно лишь при объединении всех ее звеньев в систему, действующую в едином информационном пространстве и технологическом стандарте.
Развивающаяся система Межрегиональных маркетинговых центров также нуждается в интегрировании в различные национальные и международные информационные сети. С учетом интереса, проявляемого к сотрудничеству другими регионами России и зарубежными странами, эта проблема приобретает особую актуальность. С 1999 года организацией информационной поддержки малого предпринимательства занимается Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа". Это специализированная компания, являющаяся разработчиком и координатором программ информационного взаимодействия городских структур поддержки малого предпринимательства. НДП "Альянс Медиа" начата работа по развитию информационных ресурсов для малого предпринимательства. С учетом реальных потребностей МП предполагается также создание целого ряда новых ин формационных ресурсов. В целях наиболее эффективного использования финансовых средств в качестве информационной и транспорт ной среды используется сеть Интернет. В рамках проводимой работы предполагается создание комплекса Интернет-узлов, объединенных в Информационную сеть "Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" (www.allmedia.ru): Московский центр деловой ин формации "Бинек" обеспечивает внедрение современных информационных технологий в деятельность организаций инфраструктуры поддержки МП. Важным аспектом работ по информатизации является не только наличие информационных ресурсов, но и обеспечение простого и надежного технического доступа к ним. С этой целью в течение 1998-1999 г.г. разработан проект, произведены работы, за куплено необходимое оборудование и введен в эксплуатацию узел управления сетью "Малый бизнес Москвы". Проложен волоконнооптический канал связи с оператором Интернет и осуществлено подключение узла управления Интернет к Московской волоконнооптической сети корпорации "КОМКОР".Создана корпоративная локальная сеть организаций, входящих в Московский городской центр поддержки предпринимательства, и произведено подключение всех пользователей с обеспечением доступа к Интернет, услуг электронной почты, сервиса по сети и т.п. Система информационного обеспечения предпринимательства Москвы несет еще одну важнейшую функцию предоставление организациям, занимающимся вопросами малого и среднего бизнеса, достоверной и своевременно обновляющейся статистической и аналитической информацией о состоянии предпринимательства. Такая информация необходима прежде всего для принятия управленческих решений, разработки нормативных актов и координации деятельности всех структур поддержки МП.