Недействующий

О проведении закрытого конкурса исполнителей по разработке проекта Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 765-ПП)

1. Общие положения

1.1. Разработке подлежит Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ) г.Москвы.

1.2. Основанием для разработки является постановление совместного заседания Коллегии МЧС России и Правительства Москвы от 7 мая 1996 года N 410-6 "О плане совершенствования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 23.07.97 N 796-РП "О создании в г.Москве Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях".

1.3. Город Москва является крупнейшим мегаполисом, что определяет высокую вероятность возникновения на его территории чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе с тяжелыми последствиями.

В городе функционируют 9 атомных реакторов, 66 особо опасных химических объектов, несколько сот пожаро-взрывоопасных объектов. По автомобильным и железным дорогам перевозятся тысячи тонн опасных химических, радиоактивных и взрывчатых веществ.   

За 1996 год в Москве произошло 14 производственных аварий на химически и пожароопасных объектах, в том числе: 6 случаев выброса аммиака, 1 случай утечки азотной кислоты, 2 случая выброса других токсичных веществ в атмосферу.     

  Несколько снизилось количество аварий и происшествий при перевозке СДЯВ (сильно  действующих ядовитых веществ) и легковоспламеняющихся жидкостей автомобильным и  железнодорожным транспортом. Для сравнения, в 1995 году произошло 4 происшествия на железнодорожном транспорте и 4 - на автомобильном, в 1996 году имеется 3 происшествия на  автомобильном транспорте и 2 - на Московской железной дороге.

За 1996 год в столице произошло почти 22 тысячи пожаров (из них 4 крупных), общий материальный ущерб от которых составил около 70 млрд.рублей. Погибло 414 человек, получили травмы 326 человек, спасено 649 человек.

За 1995 год зарегистрировано более 92 тысяч преступлений. Каждый день в столице в среднем убивают 5 человек, совершаются бандитские нападения и террористические акты. Из-за сложной криминогенной обстановки в городе продолжают иметь место случаи умышленного подрыва взрывных устройств в общественных местах и жилом секторе. За 1996 год таких случаев было 48 (в 1995 году - 54), в результате которых погибло 40 человек, госпитализировано 78 человек.

В 1995 году в столице зарегистрировано 7761 дорожно-транспортное происшествие, погибло 1309 человек и ранено около восьми тысяч человек (в том числе погибло 47 и ранено более тысячи детей). Увеличилось число происшествий на метрополитене города. За отчетный 1996 год таких аварийных ситуаций было одиннадцать (для сравнения, в 1995 году - 6 происшествий). Имелись человеческие жертвы, в т.ч. дети.

В 1996 году резко увеличилось количество происшествий, связанных с неправильным использованием бытового газа. Эти происшествия стоят на четвертом месте по числу жертв и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий, пожаров, террористических актов. Таких происшествий было 11, погибло 5 человек, пострадало 24 человека, в том числе и дети. Почти всегда эти происшествия сопровождались взрывами большой разрушительной силы (иногда с разрушением конструкций здания, стен, межэтажных перекрытий) с последующим возгоранием.

В 1996 году произошли 22 аварии на коммунальных сетях города. Это связано, прежде всего, с их легкодоступностью, большим объемом земляных работ, проводимых в районе Московской кольцевой автомобильной дороги, и работ по реконструкции старых зданий.

Серьезная проблема города-подтопление. Развитие подтопления усиливает пагубные геологические процессы. По предположениям специалистов "Геоцентр-Москва", проявления карста в виде катастрофических провалов возможны на 15% площади города. Растет опасность оползней, загрязнения грунтовых вод. Усиливается коррозия трубопроводов, других подземных коммуникаций.

Не исключены в Москве и вспышки опасных инфекционных заболеваний. В 1996 году в городе было зарегистрировано 2 вспышки (67 случаев) менингококковой инфекции.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе в среднем за год превышены до трех раз формальдегидом, двуокисью азота, аммиаком, бензолом и фенолом. При обследовании центральной части города зарегистрированы концентрации фенола, превышающие норму в 21 раз, аммиака - в 24 раза, оксида углерода, диоксида азота, пыли - в 7-8 раз, сероводорода, формальдегида, ксилола и толуола - в 5-6 раз.

Ежегодно в московские водоемы сбрасывается около 1500 тонн нефтепродуктов, не менее 500 тонн солей тяжелых металлов, свыше 22000 тонн органических загрязнений. На выходе из города в воде реки Москвы содержание аммонийного азота наблюдается на уровне 1,6 ПДК, нефтепродуктов - 4 ПДК, железа - 18 ПДК, меди - 30 ПДК, цинка - 11 ПДК.

Были выявлены аномалии в местах нахождения отработавших свое источников ионизирующего излучения или небольших захоронений радиоактивного грунта. Площадь очагов заражения в большинстве случаев не превышала нескольких десятков квадратных метров, глубина заражения грунта - до полуметра. В 1996 году имели место три случая обнаружения радиоактивных источников в общественных местах города Москвы (в 1994 году таких случаев не было, в 1995 году - 3 случая), вывезено более 62-х тонн радиоактивного грунта с территории Братеевской свалки.

1.4. В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль играют существующие оперативные дежурно-диспетчерские органы городских служб (Главного управления по делам ГО и ЧС, Государственной противопожарной службы, экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, милиции, ГАИ и других), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для осуществления необходимых экстренных мер.

Однако, существующие городские дежурно-диспетчерские службы организационно и технически разрозненны, что снижает эффективность их совместных действий по ликвидации ЧС. Для повышения оперативности и обеспечения непрерывности проведения первоочередных работ в чрезвычайных ситуациях предусмотрено организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб г.Москвы в рамках Единой городской системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС.