ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 1997 года N 249
О проектах законов города Москвы "О местном
референдуме в городе Москве", "О консультативном
опросе граждан в районе города Москвы",
"О собраниях и конференциях граждан по
месту их проживания в городе Москве"
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проекты законов города Москвы "О местном референдуме в городе Москве", "О консультативном опросе граждан в районе города Москвы", "О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве" (приложения 1, 2, 3).
2. Внести указанные законопроекты в Московскую городскую Думу на рассмотрение.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы А.В.Петрова.
Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 1 апреля 1997 года N 249
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
"О местном референдуме в городе Москве"
Местный референдум в городе Москве (далее референдум) голосование граждан, проживающих в одном из районов города Москвы по вопросам, входящим в компетенцию органов власти района города Москвы. Референдум наряду со свободными выборами является формой прямого волеизъявления жителей района при решении вопросов местного значения.
Референдум проводится на всей территории района на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.
Житель района при проведении референдума голосует на участке по проведению референдума в соответствии с местом своего проживания. Иной порядок устанавливается только в соответствии с настоящим Законом. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются комиссиями по проведению референдума, органами власти города и района открыто и гласно.
Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Москвы, Законом города Москвы "О районной Управе в городе Москве" и настоящим Законом.
В референдуме имеет право участвовать гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства в районе города Москвы, зарегистрированный в данном районе в соответствии с установленными правилами регистрации и достигший 18 лет на день проведения референдума.
Не имеет права участвовать в референдуме житель района, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
На референдум могут выноситься вопросы местного значения, отнесенные законами города к ведению органов власти района города Москвы.
На референдум не могут выноситься вопросы:
- о владении, пользовании и распоряжении собственностью района, включая землю;
- о формировании, утверждении и исполнении местного бюджета (бюджета района, сметы доходов и расходов финансовых ресурсов района);
- об установлении местных налогов и сборов, за исключением вопросов, предусматривающих разовое добровольное внесение жителями средств для решения местных задач;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- о срочных мерах по обеспечению общественного порядка.
На референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации и города Москвы к компетенции органов власти города Москвы, а также вопросы, касающиеся единства городского хозяйства.
Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы четко и ясно и не допускать возможности разного толкования.
Референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в Москве, и в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Референдум не проводится в других случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.
Повторный референдум не проводится в течение года после опубликования (обнародования) результатов голосования на референдуме с такой же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса.
Возможно одновременное проведение референдума по одному и тому же вопросу в двух и нескольких районах города Москвы. Порядок проведения такого референдума определяется настоящим Законом. Вопросы, вынесенные на совместный референдум, должны соответствовать статье 4 настоящего Закона.
Право на инициативу проведения референдума принадлежит:
- не менее чем 10 процентам от числа жителей района, имеющих право на участие в референдуме;
- районному Собранию;
- префекту административного округа.
Каждый житель или группа жителей района, имеющих право на участие в референдуме в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, а равно районное общественное объединение или районное отделение общероссийского, межрегионального, регионального (городского) общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах органов власти и зарегистрирован соответственно Управлением юстиции города Москвы или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку проведения референдума.
Инициативная группа обращается в территориальную комиссию по проведению референдума с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы;
3) название и копия устава общественного объединения, от имени которого действует инициативная группа.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об инициативе проведения референдума.
Территориальная комиссия по проведению референдума, установив соответствие ходатайства инициативной группы требованиям настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение территориальной комиссии по проведению референдума. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в установленном порядке в месячный срок со дня получения соответствующего решения территориальной комиссии по проведению референдума.
Число подписей жителей, необходимых в поддержку проведения референдума, устанавливает районное Собрание в соответствии со статьей 7 настоящего Закона.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы о проведении референдума. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе территориальной комиссией по проведению референдума, действительно в течение шести недель. Инициативная группа вправе создавать группы содействия для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Расходы по сбору подписей и изготовлению подписных листов несет инициативная группа.
Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, установленной настоящим Законом (приложение), и заверяются территориальной комиссией по проведению референдума.
Каждый подписной лист после его заполнения должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи жителей, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, его заменяющего, каждого из этих лиц.
Подписи в поддержку референдума собираются только у жителей района, где предполагается проведение референдума.
Если по истечении срока действия регистрационного свидетельства не было собрано необходимого количества подписей жителей, дальнейший сбор подписей прекращается. С предложением о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.
После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей жителей района и составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в территориальную комиссию по проведению референдума, которая проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки решение о регистрации инициативы жителей района о проведении референдума, копию которого направляет инициативной группе.
В случае, если территориальная комиссия по проведению референдума обнаружит нарушения, связанные с оформлением подписных листов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели.
В случае, если территориальная комиссия по проведению референдума в результате проверки установит, что число действительных подписей не отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, то она выносит решение об отказе в регистрации инициативы жителей о проведении референдума. Копия решения в недельный срок направляется инициативной группе. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума в течение одного года.
Решение о регистрации инициативы жителей о проведении референдума территориальная комиссия по проведению референдума направляет в двухнедельный срок со дня поступления подписных листов в районное Собрание.
Право назначения референдума принадлежит районному Собранию.
Районное Собрание принимает решение о назначении референдума не позднее одного месяца со дня поступления к нему решения территориальной комиссии по проведению референдума о регистрации инициативы жителей района или обращения префекта административного округа о проведении референдума. Районное Собрание принимает решение об отказе от назначения референдума, если вопрос, предложенный инициативной группой или префектом административного округа, противоречит требованиям статьи 4 настоящего Закона. При несогласии назначить референдум районное Собрание направляет инициативной группе или префекту административного округа мотивированный отказ. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в суд в течение месяца после его получения.
Решение районного Собрания о назначении референдума, противоречащее законодательству, может быть опротестовано Мэром Москвы и отменено Московской городской Думой.
Голосование на референдуме назначается на любой выходной день в период от полутора до двух месяцев со дня принятия районным Собранием решения о назначении референдума.
В случае, если районное Собрание не назначит проведение референдума и не направит инициативной группе или префекту административного округа мотивированный отказ в установленный настоящей статьей срок, референдум назначает и устанавливает дату его проведения глава Управы.
После назначения референдума другие инициативы о проведении референдума до опубликования результатов назначенного референдума не рассматриваются.
Организацию и проведение референдума осуществляют:
1) территориальная комиссия по проведению референдума;
2) участковые комиссии по проведению референдума.
Территориальная комиссия по проведению референдума образуется районным Собранием одновременно с принятием решения о назначении референдума не позднее чем за 60 дней до дня референдума в количестве 5-11 членов по представлению главы районной Управы на основе предложений общественных объединений, собраний граждан по месту жительства, а также органов территориального общественного самоуправления.
Районное Собрание может возложить полномочия территориальной комиссии по проведению референдума на территориальную избирательную комиссию.
Территориальная комиссия по проведению референдума:
1) обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории района;
2) образует участковые комиссии по проведению референдума; организует и контролирует их деятельность; информирует население об их адресах и номерах телефонов; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или бездействие) этих комиссий;
3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума, распределяет их между участковыми комиссиями по проведению референдума и обеспечивает контроль за их целевым использованием;