В период реформ закономерно обостряются противоречия во всех сферах общественной жизни, но особенно они отражаются на сфере образования и, как следствие, на подростках и молодежи. Отсутствие освоенных социо-культурных технологий адаптации подростков и молодежи к экономической действительности влечет за собой увеличение безработицы в молодежной среде, рост подростковой преступности, снижение общего культурного уровня поколения, которое в недалеком будущем будет определять развитие страны.
Проблематика активной социальной адаптации определяется взаимодействием, как минимум, двух системообразующих факторов:
- наличием системы профессионального образования, обеспечивающей готовность подростков к вступлению в профессиональную деятельность;
- производственной и городской инфраструктурой, нуждающейся в молодых специалистах.
В настоящее время разрушены существовавшие между образовательными учреждениями и предприятиями учебно-производственные связи, система трудоустройства молодых специалистов.
В этом контексте сфера профессионального образования выступает как способ возвращения целостности образовательно-экономического комплекса города и становится приоритетной в общей образовательной политике. Иными словами, вовлечение всей производственной инфраструктуры города в профессиональное образование, привлечение к этой сфере основного внимания и ресурсов позволяют рассматривать профессиональное образование как часть стратегии городской политики.