Действующий

О программе "Дети улиц" на 1997 год

ГЛАВА 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По совокупности данных, полученных от практических муниципальных работников (местного - районного уровня) образования, по делам семьи и молодежи, здравоохранения, и по анализу средств массовой информации (СМИ) существующая реальность в подростковой среде обстоит следующим образом.

Примерное количество беспризорников в одной только Москве (детей, по различным причинам оказавшихся на улице и не достигших 18 лет) ежедневно растет и достигает сегодня более пятидесяти тысяч (!) человек. Только через одно учреждение - московский приемник-распределитель, находящийся в структуре органов внутренних дел, за 10 месяцев 1995 года прошло 3802 ребенка, из которых наибольшее количество составляют дети, самовольно ушедшие из дома 2419 чел. (71 %). Также характерно, что большая часть детей - 2419 чел. являются жителями других регионов России.

Большим количеством детей улиц обусловлен рост преступности, наркомании и других асоциальных проявлений подростков.

Статистика. По данным Научно-производственного объединения медико-социальных исследований экономики и информатики по Москве:

37 % мальчиков и 31 % девочек курят;

79 % мальчиков и 90 % девочек употребляют алкоголь;

17 % мальчиков и 8 % девочек пробовали наркотики.

Ежегодно количество подростков, страдающих наркотической зависимостью, растет. Если в 1994 г. в состоянии наркотического опьянения в органы внутренних дел в Москве было доставлено 172 чел., то в 1995 г. это количество достигло 469 чел. (!), т.е. выросло в 2,6 раза. Количество подростков, вовлеченных в преступный оборот наркотиков, выросло на 40 % .

Наблюдается также и рост количества подростков, принимающих токсические вещества (вдыхание паров бензина, клея, дихлофоса).

Как же обстоит дело с профилактикой беспризорности на государственном уровне?

На Москву с таким ужасающе большим количеством беспризорников всего четырнадцать приютов, способных работать лишь с 400 чел. единовременно. Но главной проблемой, которую необходимо решить в первую очередь городу - преодоление ведомственных барьеров. По отдельности, казалось бы, этой сложной категорией детей отдельные ведомства занимаются. Некоторые из них имеют свои детские приюты и учреждения профилактической направленности. Но ребенком беспризорником, ребенком - наркоманом, ребенком - токсикоманом как комплексной проблемой, координацией действий, созданием системы работы с этой категорией и отдельно разработкой профилактических мер не занимается никто. Одна из задач данной программы и заключается в обосновании оптимальной эффективной модели функционирования системы профилактики детской безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа как комплексной проблемы, именуемой сокращенно как проблема "Дети улиц".

Мы говорим, что у разных ведомств разные подходы и методики работы с беспризорниками.

Например, подросток, пойманный в ночное время органами милиции на вокзале, не получает психологическую, медицинскую и педагоги ческую помощь в комплексе, в которой он может нуждаться, ведь причины, по которым он попал на вокзал, могут быть совершенно различными. Он получит одно - изоляцию (а значит уже лишение свободы и нарушение его прав) для дознания его личности и определение, в зависимости от этого, его дальнейшей судьбы. А ведь в этот момент его жизни ему, может быть, нужна совсем другая помощь? Осложняет работу милиции с подростками улиц и практика физического насилия. Нередки и факты жестокого обращения с детьми, по разным причинам оставшихся на улице. Это следствие изначально неправильных ориентаций на подавление агрессии силой, в то время, как подавляемая силой агрессия, по законам психологии, порождает еще большую силу и агрессию, вырабатывает у подростка комплекс неприязни, что и обостряет конфликт между подростковой средой и официальной властью.

Органы образования. Субъект работы органов образования благополучные дети. Посещают занятия и внимают им лишь те, для кого это не является необходимым. Профилактика жизненно необходима на улице, непосредственно в среде обитания "трудных" детей. Данная программа отвечает и на этот вопрос. Программа предлагает принципиально новый подход, модель такой работы. Преграду ведомственной разобщенности при ведении эффективной работы по профилактике беспризорности программа решает через конкретные рекомендации и обоснование модели координации ведомств. При этом сохраняется система комиссий по делам несовершеннолетних, их роль усиливается созданием на всех административных уровнях: город административный округ - район новых учреждений - центров профилактики "Дети улиц" в качестве исполнительной структуры комиссий.

В программу "Дети улиц" включены наряду с центрами "Дети улиц" специализированные центры по направлениям - токсикологический и наркологический (городские). Центры, работа которых осуществляется по индивидуальным программам, но которые включены в единую сеть настоящей программы.

По календарному плану утверждаемой программы мероприятия проводятся в основном в 1997 году.

Сопутствующей проблемой, не решаемой сегодня государственными службами, является организация отдельных стационаров для такого контингента: лечение наркоманов-подростков осуществляется совместно со взрослыми. Программой "Дети улиц" обоснованы меры, которые необходимо предпринять и в этом направлении, т. е. сделано обоснование модели специализированных детских наркологических стационаров.