ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1997 года N 137
О программе "Дети улиц" на 1997 год
В целях преодоления ведомственной разобщенности в профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних г.Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить городскую программу "Дети улиц" (приложение 1).
2. Для реализации программы образовать муниципальные учреждения:
2.1. Городской центр "Дети улиц" по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних (далее именуемый - Центр).
2.2. Межрайонный центр "Дети улиц" по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних.
3. Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних:
3.1. Рассмотреть в I квартале 1997 г. вопрос "О программе "Дети улиц" в 1997-1998 гг.
3.2. Подготовить проект закона г.Москвы "О системе профилактической работы среди несовершеннолетних в г.Москве" для последующего его внесения в Московскую городскую Думу.
3.3. Совместно с вновь создаваемыми центрами "Дети улиц" подготовить рекламную продукцию для всех средств массовой информации по пропаганде здорового образа жизни среди несовершеннолетних.
3.4. Предусмотреть в программе "Дети улиц" поддержку и развитие детских технических видов спорта на базе Московского совета оборонного спортивно-технического общества (ОСТО).
3.5. Организовать на базе АООТ "Москвичка" производство детских кроссовых автомобилей класса "карт-кросс".
3.6. Совместно с центрами:
3.6.1. Организовать профилактические лагеря "Моя Москва" для несовершеннолетних из "группы риска" общей численностью не менее пятисот человек.
3.6.2. Провести комплексное социологическое исследование и анализ подростковой безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа.
4. Департаменту финансов выделить в 1997 году финансовые средства в размере 41 млрд.рублей вновь создаваемым центрам (п.2) в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете 1997 г. комплексу социальной сферы в соответствии с прилагаемой сметой (приложение 2).
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 25 февраля 1997 года N 137
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ УЛИЦ"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Глава 1 - Пояснительная записка стр. 3
2. Глава 2 - Направления работы городской
программы "Дети улиц" стр. 6
3. Глава 3 - Финансовое обеспечение
программы "Дети улиц" в 1997 году стр. 8
4. Глава 4 - Структура программы "Дети улиц" стр. 9
5. Глава 5 - Календарный план городской
программы "Дети улиц" стр. 10
6. - Схемы и рисунки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По совокупности данных, полученных от практических муниципальных работников (местного - районного уровня) образования, по делам семьи и молодежи, здравоохранения, и по анализу средств массовой информации (СМИ) существующая реальность в подростковой среде обстоит следующим образом.
Примерное количество беспризорников в одной только Москве (детей, по различным причинам оказавшихся на улице и не достигших 18 лет) ежедневно растет и достигает сегодня более пятидесяти тысяч (!) человек. Только через одно учреждение - московский приемник-распределитель, находящийся в структуре органов внутренних дел, за 10 месяцев 1995 года прошло 3802 ребенка, из которых наибольшее количество составляют дети, самовольно ушедшие из дома 2419 чел. (71 %). Также характерно, что большая часть детей - 2419 чел. являются жителями других регионов России.
Большим количеством детей улиц обусловлен рост преступности, наркомании и других асоциальных проявлений подростков.
Статистика. По данным Научно-производственного объединения медико-социальных исследований экономики и информатики по Москве:
37 % мальчиков и 31 % девочек курят;
79 % мальчиков и 90 % девочек употребляют алкоголь;
17 % мальчиков и 8 % девочек пробовали наркотики.
Ежегодно количество подростков, страдающих наркотической зависимостью, растет. Если в 1994 г. в состоянии наркотического опьянения в органы внутренних дел в Москве было доставлено 172 чел., то в 1995 г. это количество достигло 469 чел. (!), т.е. выросло в 2,6 раза. Количество подростков, вовлеченных в преступный оборот наркотиков, выросло на 40 % .
Наблюдается также и рост количества подростков, принимающих токсические вещества (вдыхание паров бензина, клея, дихлофоса).
Как же обстоит дело с профилактикой беспризорности на государственном уровне?
На Москву с таким ужасающе большим количеством беспризорников всего четырнадцать приютов, способных работать лишь с 400 чел. единовременно. Но главной проблемой, которую необходимо решить в первую очередь городу - преодоление ведомственных барьеров. По отдельности, казалось бы, этой сложной категорией детей отдельные ведомства занимаются. Некоторые из них имеют свои детские приюты и учреждения профилактической направленности. Но ребенком беспризорником, ребенком - наркоманом, ребенком - токсикоманом как комплексной проблемой, координацией действий, созданием системы работы с этой категорией и отдельно разработкой профилактических мер не занимается никто. Одна из задач данной программы и заключается в обосновании оптимальной эффективной модели функционирования системы профилактики детской безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа как комплексной проблемы, именуемой сокращенно как проблема "Дети улиц".
Мы говорим, что у разных ведомств разные подходы и методики работы с беспризорниками.
Например, подросток, пойманный в ночное время органами милиции на вокзале, не получает психологическую, медицинскую и педагоги ческую помощь в комплексе, в которой он может нуждаться, ведь причины, по которым он попал на вокзал, могут быть совершенно различными. Он получит одно - изоляцию (а значит уже лишение свободы и нарушение его прав) для дознания его личности и определение, в зависимости от этого, его дальнейшей судьбы. А ведь в этот момент его жизни ему, может быть, нужна совсем другая помощь? Осложняет работу милиции с подростками улиц и практика физического насилия. Нередки и факты жестокого обращения с детьми, по разным причинам оставшихся на улице. Это следствие изначально неправильных ориентаций на подавление агрессии силой, в то время, как подавляемая силой агрессия, по законам психологии, порождает еще большую силу и агрессию, вырабатывает у подростка комплекс неприязни, что и обостряет конфликт между подростковой средой и официальной властью.
Органы образования. Субъект работы органов образования благополучные дети. Посещают занятия и внимают им лишь те, для кого это не является необходимым. Профилактика жизненно необходима на улице, непосредственно в среде обитания "трудных" детей. Данная программа отвечает и на этот вопрос. Программа предлагает принципиально новый подход, модель такой работы. Преграду ведомственной разобщенности при ведении эффективной работы по профилактике беспризорности программа решает через конкретные рекомендации и обоснование модели координации ведомств. При этом сохраняется система комиссий по делам несовершеннолетних, их роль усиливается созданием на всех административных уровнях: город административный округ - район новых учреждений - центров профилактики "Дети улиц" в качестве исполнительной структуры комиссий.
В программу "Дети улиц" включены наряду с центрами "Дети улиц" специализированные центры по направлениям - токсикологический и наркологический (городские). Центры, работа которых осуществляется по индивидуальным программам, но которые включены в единую сеть настоящей программы.
По календарному плану утверждаемой программы мероприятия проводятся в основном в 1997 году.
Сопутствующей проблемой, не решаемой сегодня государственными службами, является организация отдельных стационаров для такого контингента: лечение наркоманов-подростков осуществляется совместно со взрослыми. Программой "Дети улиц" обоснованы меры, которые необходимо предпринять и в этом направлении, т. е. сделано обоснование модели специализированных детских наркологических стационаров.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ УЛИЦ"
Схематично работа городской программы "Дети улиц" представлена на схеме 2.1.
Работа программы производится по разделам: профилактика детской безнадзорности, профилактика алкоголизма и наркомании, профилактика СПИДа, программы смежных областей и международного сотрудничества.
Программа "Дети улиц" проводит: 1) методико-информационную, 2) консультативно-профилактическую и 3) международную работу.
1. Общими направлениями методико-информационной работы для разделов 1-4 (схема 2.1) являются:
Координация деятельности указанных ниже субъектов программы.
Организация единой системы учета историй жизни несовершеннолетних из "группы риска".
Организация практических, научных и научно-практических конференций, учеб, встреч и семинаров с работниками социальной сферы г. Москвы всех административных уровней, работы по повышению квалификации и проведению аттестаций для практических социальных работников в смысле профилактики беспризорности г. Москвы.
Методическая работа со специалистами по повышению квалификации практических социальных работников в сфере профилактики алкоголизма и наркомании.
Сбор и хранение информации по профилактической тематике (методические пособия, статистические данные по г. Москве, нормативные документы).
Оказание помощи при разработке различных нормативных документов для различных административных уровней г. Москвы (МГД, Правительство Москвы, административные округа и районы).
2. Общими направлениями консультативно-профилактической работы для разделов 5-8 (схема 2.1) являются:
Осуществление непосредственной работы психолога в группе с "проблемными подростками" и один на один.
Проведение работы в центрах "Дети улиц" по схеме рис. 4.2 на 1-м и 2-м уровнях.
Проведение работы в выездных профилактических лагерях по тем же схемам рис. 4.2.
По п.6 (схема 2.1) параллельно ведется профилактическая специализированная работа в Центре наркологической профилактики по индивидуальному плану и на базе токсикологического Центра.
К непосредственным субъектам программы "Дети улиц" относятся:
1. КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних).
2. Приюты.
3. Центры "Дети улиц" и аналогичные Центры.
4. ИДН
5. Интернаты.
6. Отделы опеки и попечительства.
7. Общественные профилактические организации.
8. Наркологические диспансеры, стационары.
9. Центр токсикологии и его филиалы.
10.Отдельные специалисты - эксперты и практические социальные работники в соответствующих проблемных областях.
К косвенным субъектам программы относятся: учреждения системы образования, здравоохранения, спорта, социальной защиты.
Схематично взаимодействие субъектов программы показано в главе 5 (рис. 4.1 и 4.2).
3. Общими направлениями международной работы для разделов 9-12 (схема 2.1) являются :
Обмен международной информацией в профилактических областях.
Международные программы по обмену добровольцами и специалистами.
Международные программы по обучению и повышению квалификации.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ УЛИЦ" В 1997 ГОДУ
3.1.Общая смета расходов по городской программе "Дети улиц".
3.1.1. Центры "Дети улиц" - 17325066648 руб.
3.1.2. Общегородская благотворительная образовательная программа "Подросток обучает подростка" - 3050000000 руб.
3.1.3. Программа развития базы технического спорта - 7500000000 руб.
3.1.4. Антиреклама акцизной продукции - 2500000000 руб.
3.1.5. Летняя кампания - проведение летних реабилитационных лагерей (приложение 2) - 4500000000 руб.
3.1.6. Общегородские профилактические мероприятия - 5500000000 руб.
ИТОГО: по программе "Дети улиц" в 1997 году 40375066648 (сорок миллиардов триста семьдесят пять миллионов шестьдесят шесть тысяч шестьсот сорок восемь рублей), согласно приложению 2.