____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 18 июля 2006 года N 515-ПП
____________________________________________________________________
За период с 1991 года в Москве на потребительском рынке произошли значительные преобразования. Сегодня в городе функционирует 18,5 тыс. стационарных предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, из них 23,2 процента выкуплены юридическими и физическими лицами в собственность, помещения остальных предприятий переданы в долгосрочную аренду. С проведением коммерциализации и приватизации предприятия получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность. Негосударственный сектор в этой сфере городского хозяйства сегодня обеспечивает более 98 процентов объемов розничного товарооборота и оказываемых населению бытовых услуг.
Новая практика экономических связей предприятий потребительского рынка и услуг столицы с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья полностью заменила ранее существовавшую распределительную систему. В короткое время прилавки магазинов были насыщены товарами, появились новые виды бытовых услуг.
В наполнении рынка существенна роль предприятий малого и среднего бизнеса, а также вещевых и мелкооптовых продовольственных рынков.
Экономическая свобода позволила предприятиям потребительского рынка и услуг активизировать привлечение инвестиций и заемных средств, направить значительные ассигнования на свое обновление, реконструкцию и модернизацию. Без отвлечения бюджетных средств на эти цели за последние два года вложено более 6 трлн.рублей, что позволило существенно изменить внешний облик этих предприятий, реконструировать и модернизировать 1407 объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, открыть около 2 тыс. новых предприятий. Сегодня подавляющее число магазинов, ресторанов, столовых и кафе, ремонтных мастерских, прачечных, химчисток, парикмахерских и других объектов по технологии обслуживания, эстетическому состоянию, насыщению товарами соответствует современному уровню организации торговли и услуг.
Положительную роль в снижении социальной напряженности в Москве играет малый бизнес и индивидуальное частное предпринимательство. В текущем году цены вещевых и продовольственных рынков сложились ниже магазинных по продуктам питания до 10 - 20 процентов, а по промышленным товарам - до 50 процентов. Уровень розничных цен в Москве с 1993 года переместился с 11 на 25 место среди 89 регионов России.
Вместе с тем в торговом и бытовом обслуживании населения Москвы имеются существенные недостатки, вызванные, прежде всего, неустойчивым экономическим состоянием предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Предприятия потребительского рынка ощущают постоянный недостаток оборотных средств. За последние пять лет их доля в общем объеме товарооборота в этой сфере из-за инфляционных процессов сократилась с 50 до 8 процентов. Растущие взаимные неплатежи за полученную на реализацию продукцию, увеличивающиеся расходы по арендной плате, коммунальным услугам, высокий уровень налоговых платежей, различные дополнительные отчисления, налагаемые местными органами власти на предприятия потребительского рынка и услуг, также отрицательно сказываются на их финансово-хозяйственной деятельности.
Проведенный анализ показывает, что более чем 40 процентов предприятий завершают текущий год с нулевым результатом или с убытками. Уровень рентабельности в целом с 1993 года по обследуемому кругу предприятий снизился в розничной торговле с 8,3 до 0,7 процента, в общественном питании - с 8,6 до 1,9 процента, в бытовом обслуживании - с 24,5 до 6,0 процента.
Увеличивающиеся с каждым годом объемы продажи товаров и предоставления услуг предприятиями потребительского рынка не обеспечивают должных поступлений в городской бюджет налоговых и неналоговых доходов.
В результате наметившегося спада инвестиционной активности в районах массовой жилой застройки значительно отстает ввод запроектированных объектов потребительского рынка и услуг. Из-за нерешенных имущественно-правовых вопросов, возникших после приватизации, отдельные предприятия не работают по 3-4 года. Не предпринимается должных мер по обязательному сохранению профиля объектов торговли и бытового обслуживания при сделках по недвижимости.
Все это существенно препятствует развитию новых экономических отношений в сфере потребительского рынка и услуг, снижает уровень организации торговли и бытового обслуживания, вызывает справедливые нарекания жителей и гостей столицы.
В целях улучшения организации деятельности предприятий потребительского рынка и услуг, укрепления их экономического положения, стабилизации уровня цен на продовольственные и промышленные товары Правительство Москвы постановляет:
1. Считать одной из приоритетных задач структурных подразделений Правительства Москвы, префектур административных округов, предприятий оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, общественного питания создание экономических условий развития предпринимательских коллективов и рычагов воздействия на организацию устойчивого и максимального удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, расширении ассортимента и улучшения их качества.
2. Утвердить представленный Департаментом потребительского рынка и услуг План первоочередных мероприятий по стабилизации экономической ситуации на потребительском рынке Москвы (приложение).
3. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам административных округов, руководителям предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания независимо от форм собственности и организационно-правовых форм обеспечить выполнение мероприятий по оздоровлению экономики потребительского рынка и услуг, обратив особое внимание на контроль за формированием цен на товары и услуги, расширением их ассортимента, использованием контрольно-кассовых машин, своевременностью расчетов с поставщиками, платежей в бюджет.
4. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Московским городским комитетом по статистике и Управлением Мэра ежегодно проводить выборочный анализ финансового состояния предприятий потребительского рынка и услуг для представления Правительству Москвы предложений по укреплению экономического потенциала города.
5. Департаменту потребительского рынка и услуг:
5.1. На основе мониторинга состава доходов и затрат в предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания совместно с департаментами финансов, экономической политики и развития города, Управлением Мэра по итогам 1996 года подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по упрощению системы налогообложения в сфере потребительского рынка и услуг.
5.2. Совместно с Московским таможенным управлением в срок до 15.02.97 внести в Правительство Российской Федерации предложения по снижению ставок импортных таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование для реконструируемых и вновь вводимых объектов потребительского рынка и услуг.
5.3. В течение первого полугодия 1997 года совместно с департаментами науки и промышленной политики, продовольственных ресурсов, Госторгинспекцией, Государственной инспекцией цен г.Москвы, Московским таможенным управлением изучить формирование цен на продовольственные и непродовольственные товары, поступающие непосредственно от товаропроизводителей г.Москвы, оптовых поставщиков и по импорту.
Внести предложения по совершенствованию системы товародвижения в городе и ценообразования на потребительские товары и услуги.
5.4. Разработать с участием Департамента продовольственных ресурсов, префектур административных округов, ОАО "Московские оптовые продовольственные рынки" и утвердить в I квартале 1997 года Правила организации торговли на малых (муниципальных) и продовольственных рынках (мелкооптовых ярмарках) г.Москвы.
5.5. В целях предотвращения сокрытия доходов от налогообложения и обеспечения поступлений в городской бюджет организовать выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли".
5.6. Совместно с Москомимуществом в течение первого полугодия 1997 года решить все вопросы продажи или сдачи в аренду нежилых помещений регионам России и СНГ, имеющих экономические связи с Москвой, для открытия в городе объектов потребительского рынка и услуг.
6. Поддержать предложение Департамента потребительского рынка и услуг о проведении в Москве с 1 апреля 1997 года эксперимента по созданию сети "народных" магазинов с привлечением в их оборотный капитал средств граждан в соответствии с юридическими формами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл.4 ст.ст.82 - 86, гл.42 ст.ст.807 - 818 ).
7. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Государственно - правовым управлением Мэрии в трехмесячный срок подготовить проект положения об организации и деятельности "народных" магазинов.
8. Московской лицензионной палате в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.95 N 699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы" активизировать работу по приостановлению действий и лишению лицензий предприятий потребительского рынка и услуг за нарушение лицензионных условий.
9. Префектам административных округов: