В настоящее время в туризме:
- происходит переход на новые рыночные отношения, но они еще не сложились, в то время как старое плановое управление ликвидировано, а его юридические и организационные структуры не действуют. В этих условиях возрастает необходимость государственного контроля за развитием туристской деятельности, координации туристской деятельности, создания благоприятных условий для его дальнейшего развития;
- отсутствует система общей информации и статистики по вопросам туризма;
- для новых инвестиций в гостиничное строительство условия неблагоприятные (не определены отношения собственности и вопросы продажи земли, отсутствуют гарантия государства при иностранных инвестициях и стимулирующие налоговые и кредитные условия для отечественного предпринимательства, возможности залоговой системы кредитования, концессий и лизинга);
- ухудшается общественная безопасность, что может испортить туристскую репутацию страны, восстановление которой потребует немало усилий и времени.
Тенденции развития иностранного туризма в Россию и Москву
---------------------------------------------------------
- Существует большой потенциальный спрос на поездки в РФ, а следовательно, и Москву как столицу. Туризм имеет решающее значение в формировании представления о стране. Сегодня более чем когда либо необходимо поддерживать интерес к стране, стремиться к благоприятному имиджу России и Москвы. Непризнание этого фактора и невыделение на это средств может привести к ослаблению спроса на поездки;
- опережающими темпами растет индивидуальный, деловой, конгрессный и специализированный туризм;
- изменение структуры спроса в отношении участников поездок в целом по России будет происходить в направлении преимущественного роста туризма лиц среднего и молодежного возраста и сдерживания темпов роста туризма лиц пожилого возраста в годы политической и экономической нестабильности, для которых фактор безопасности во время путешествия является определяющим;
- дальнейшее развитие получит процесс поляризации спроса: с одной стороны, растет спрос на дорогостоящие туры, а с другой стороны - популярностью пользуются дешевые туры;
- ожидается рост популярности туров по индивидуальному набору услуг при обеспечении возможности выбора разнообразных по качеству и видам услуг на месте;
- ужесточение конкуренции на всех уровнях туристского бизнеса будет идти по пути кардинального улучшения качества предоставляемых услуг и использования гибкого ценового механизма.
Введение в начале 1993 года Единого европейского рынка открывает новые возможности для дальнейшего развития туризма и туристского бизнеса. Следует отметить, что создание европейского рынка повлечет за собой повышение стандартов туристских услуг, при этом качество предоставляемых услуг превратится в мощный рычаг конкурентной борьбы за клиента.