В ближайшие 10-15 лет иностранный туризм в Москве мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику города.
1. Согласно прогнозу, к 2005 году число прибытий иностранных туристов в Москве может достичь 10,6 млн. человек, валютные поступления могли бы составить 2,4 млрд. долл. США в ценах 1991 года.
2. Прогнозируемые возможности туризма могут быть реализованы в интересах города при условии, что:
- будет разработан единый комплексный план развития туриндустрии города, предусматривающий ряд программ, в т.ч. программу развития гостиничной базы, программу благоустройства Москвы и ее окрестностей с учетом перспективы развития туризма, программу развития инфраструктуры сети дорог, аэропортов, коммунального обслуживания, программу развития индустрии развлечений, программу подготовки кадров для сферы туризма, программу комплексной компьютерной информационной системы, системы учета и статистики, программу пропаганды города и поддержания его престижа как турцентра.
Исходя из прогноза прибытий иностранных граждан в Москву к 2005 году потребность в гостиничной базе составит 83,2 тыс. мест или 58,4 тыс. номеров. К уже имеющейся в настоящее время базе 45 тыс. мест необходимо добавить 38,2 тыс. мест, строительство которых оценивается в 2,7 млрд. долл. На реконструкцию имеющейся базы потребуется 3,2 млрд. долл. Таким образом, общая сумма капиталовложений на строительство и реконструкцию базы на период до 2005 года может составить не менее 5,9 млрд. долл. в ценах 1991 года.
3. Важным условием развития туризма в Москве является также создание современной системы управления отраслью и координации туристской деятельности в масштабах города по вопросам:
- разработки долгосрочных программ и приоритетных направлений развития туризма в Москве;
- координации деятельности заинтересованных городских органов, предприятий, фирм и компаний в осуществлении совместных программ развития материальной базы туризма, охраны окружающей среды, исторических и культурных памятников;
- обеспечения взаимодействия различных туристских компаний и объединения в проведении рекламно - информационной деятельности в области туризма в Москве;
- координации программ в области подготовки кадров, научных исследований и изучения туристского рынка;
- разработки и реализации мероприятий по обеспечению личной и имущественной безопасности туристов;
- ведения лицензирования и сертификации в области туризма и гостиничного хозяйства;
- обеспечения координации ценовой политики как на внутреннем, так и внешнем рынках;
- представления с участием других заинтересованных организаций интересов Москвы в Российских и международных межправительственных организациях по вопросам туризма, подготовки проектов и реализации международных договоров в этой области;
- создания благоприятных условий для развития социального туризма, предусмотрев предоставление льгот и компенсаций.
4. Необходимо создать на период 1993-1995 гг. благоприятные налоговые и кредитно - финансовые условия для стимулирования развития городской туристской сферы.
5. Первостепенной задачей является обеспечение правового регулирования отрасли.
6. Создание программ, представляющих общий интерес, в том числе пропаганда города как туристского центра, создание его "имиджа".
7. Введение начиная с 1993 года порядка государственного лицензирования гостиниц, мотелей, кемпингов, туристских агентств и бюро путешествий.
8. Проведение в 1993 году классификации гостиниц г. Москвы.
9. Проведение традиционной международной туристской биржи "Москва - древняя и новая столица РФ".
10. Расширить гостиничный фонд в соответствии с расчетом, путем:
- строительства новых гостиниц, в том числе малой вместимости;
- реконструкции действующих жилых и общественных зданий.
В разработке концепции приняли участие:
Департамент внешних связей, А/О "Мосинтур", ВАО "Интурист", ЦСТЭ - "Интур", концерн "Мостуризм", АО "Московский Спутник", турагентство "Роза Ветров", АО "Центр - "Интур", Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Научно информационная фирма "Туринформ".