ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Фактическое поступление лекарственных средств в город по всем каналам позволило, в основном, удовлетворить все запросы лечебно-профилактических учреждений и населения.
На сегодня стоит вопрос об упорядочении в ряде случаев организации лекарственного обеспечения.
Рынок лекарственных средств в городе можно условно разделить на две части.
Государственная часть рынка, где в ходу бюджетные (государственные) средства:
1. Это обеспечение льготного и бесплатного отпуска, в т.ч. специфическими препаратами (онкология, эндокринология, фтизиатрия, психиатрия и др.).
2. Обеспечение лечебно-профилактических учреждений.
Свободная часть рынка или свободная реализация медикаментов и изделий медицинского назначения, предметов ухода, санитарии и гигиены.
В государственной части рынка за ГП "Аптечный склад N 1" остается и монополия на реализацию аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям спирта и наркотиков, ядовитых препаратов. Также за ГП "Аптечный склад N 1" остается реализация лекарственных средств, которые ввиду своей если не убыточности, то бесприбыльности не реализуются через коммерческие оптовые структуры:
- медицинских газов (закись азота, кислород),
- субстанций,
- аптечной посуды,
- ряда бактериальных и вирусных препаратов и много другого.
По ряду позиций все еще имеют место факторы дефицита. Одна из причин возникающего дефицита - непрогнозируемая ситуация в медицинской промышленности. Так, в 1995 году имел место дефицит закиси азота, в 1996 году - бромкамфоры (Ирбитский химфармзавод), бензонала (Анжеро-Судженский химфармзавод) и т.д. В начале 1997 года весь город оставлен без медицинских пиявок.
Очень сложное положение сложилось с обеспечением субстанциями лекарственных средств. На сегодняшний день отсутствует 25 наименований важнейших субстанций, таких как: амидопирин, бромкамфора, барбитал, белая глина, гексаметилентетрамин, железа лактат, кислота глютаминовая, кальция карбонат и кальция лактат, кофеин, кофеина-бензоат натрия, кислота салициловая и другие. Все это связано с тем, что данные субстанции не нарабатываются отечественной промышленностью от 3 до 6 лет.
Не может это не сказываться на лекарственном обеспечении, так как в результате отсутствия субстанций нельзя оказать качественную помощь тем больным, которым требуется индивидуальное приготовление лекарств, не могут в полную мощность работать производственные отделы в аптеках.
Одним из серьезных дополнительных резервов в решении проблемы дефицита лекарственных средств по отдельным позициям мы считаем расширение взаимодействия с промышленными предприятиями Москвы и Московской области.
Вместе с представителями крупных фармацевтических предприятий, таких как "Ферейн", "Акрихин", завод имени Семашко, Красногорский завод лекарственных растений, "Альфапластик", эндокринный завод, фармацевтическая фабрика и других, ежегодно проводится анализ использования их потенциала на удовлетворение потребности города.
Предприятиями фарминдустрии московского региона в 1996 году реализовано в г.Москву в среднем 50% объема выпускаемой ими продукции, что составило 18,6% в товарообороте муниципальных аптек (против 10% в 1995 году). Однако процент реализации выпускаемой продукции имеет значительные колебания : от 94 % в НПО "ВИЛР" и до 25 % ИЧП "Брынцалов".
Перспективные направления в обеспеченности ресурсами лекарственных средств:
+---------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Перспективные мероприятия ¦ Ответственные ¦ Срок ¦
¦п/п ¦ ¦ исполнители ¦ исполнения ¦
+---------------------------------------------------------------------+
1. Разработать и представить на Комитет первое
утверждение расширенный ассор- фармации полугодие
тимент для аптечных предприя - 1997 г.
тий за счет парафармацевтичес-
кой продукции, предметов сани-
тарии и гигиены, диетического
питания для диабетиков,мине -
ральных вод, предметов оптики
и прочих предметов для улучше-
ния здоровья
2. Продолжить работу по совершен- Комитеты 1997-
ствованию лекарственного обес- фармации, 98 гг.
печения специфическими препа - здравоохра-
ратами стационарных и амбула - нения
торных больных: (совместно)
- сбор и анализ заявок
- централизованные закупки путем
заключения прямых контрактов
3. Введение в практику закупки Комитет 1997-
препаратов для государственных фармации, 98 гг.
нужд,препаратов, предназначен- тарифная
ных для льготного и бесплатного комиссия,
отпуска исключительно через тен- утв.распо-
деры (конкурсные отборы) ряжением
Правительства
Москвы от
30.08.96
N 1122-РЗП
4. На основе нескольких тендеров, Комитет первое
с целью развития рыночных от- фармации полугодие
ношений и создания конкурен- 1998 г.
тной среды,отработать требо-
вания и внедрить в практику
работу с уполномоченными по
выполнению горзаказа складами
(оптовыми предприятиями,
дистрибьютерскими фирмами)
5. Создать на базе Московской Московская 1997-
фармацевтической фабрики сов- фармацевти- 98 гг.
местное производство с фирмой ческая
"Рон-Пуленк Роре"по производ- фабрика
ству нитронга,эссенциале,липо-
стабила, флацила,имофана, маа-
локса, сектрала
6. Провести переоснащение на Мос- Московская 1997-
ковской фармацевтической фаб- фармацевти- 98 гг.
рике поточных линий по фасовке ческая
зеленки, йода, упаковке свечей фабрика
7. За счет работ по кардинальному ГП "Аптеч- 1998 г.
повышению объемов и эффектив- ный склад
ности производства внедрить в N 1", ГП
практику ежедневную доставку "Фармакоп -
медикаментов в аптеки тево"
8. Создать на ГП "Аптечный ГП "Аптеч- III кв.
склад N 1" круглосуточную ный склад 1997 г.
службу "скорой помощи" для N 1"
больниц с экстренной (в те-
чение двух часов) доставкой
медикаментов
9. Активно развивать взаимодей- Комитет 1997-
ствие с отечественными произ- фармации 98 гг.
водителями, в случае наличия
отечественного синонима или
аналога, отвечающего всем тре-
бованиям необходимым для ле-
чебного процесса, в первую оче-
редь закупать отечественные
препараты, отдав приоритет
московским фармацевтическим
предприятиям
10.Обеспечить наличие на государ- ГП " Аптеч- постоянно
ственных складах лекарствен - ный склад
ных средств на случай чрезвы- N 1"
чайных ситуаций ГП "Фарма-
коптево"
11.Обеспечить контроль за наличием Комитет постоянно
полного ассортимента лекарствен- фармации
ных средств в аптечных предприя-
тиях в период различных эпидеми-
ческих вспышек (грипп, желудочно-
кишечные заболевания и т.д.),
в первую очередь закупать оте -
чественные препараты, отдав прио-
ритет московским фармацевтичес -
ким предприятиям