Недействующий

Об утверждении Программы содействия занятости населения г.Москвы на 1996 год (утратило силу на основании постановления правительства Москвы от 18.03.97 N 194)

X. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В г.МОСКВЕ В 1996г.

ПОДПРОГРАММА
"Регулирование вынужденной  миграции  и  использование
иностранной рабочей силы в г.Москве в 1996г."

Введение

Подпрограмма "Регулирование вынужденной миграции и использование иностранной рабочей силы в г.Москве в 1996г." (далее-Подпрограмма) разработана Миграционной службой г.Москвы при Департаменте труда и занятости правительства Москвы (далее - Служба) как составная часть Программы содействия занятости населения г.Москвы на 1996г.

Подпрограмма подготовлена в соответствии с Приказом Департамента труда и занятости правительства Москвы от 14.09.95г. N 229 и Технико-экономическим заданием на 1996г.

Положения Подпрограммы и состав мероприятий по ее реализации определены на основе анализа развития миграционной ситуации в г.Москве и прогноза на 1996г., во исполнение законов РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", постановлений и распоряжений правительства Москвы, а также обязательств Российской Федерации, вытекающих из присоединения ее к Конвенции ООН 1952 г. и Протоколу 1967г., касающихся статуса беженцев.

Деятельность Службы в области регулирования миграционной ситуации, оптимизации ее влияния на формирование рынка труда Москвы и реализации программ содействия занятости населения строится по следующим основным направлениям, определяющим структуру настоящей Подпрограммы:

регулирование процессов вынужденной миграции, в том числе оказание материальной помощи и социальной поддержки беженцам и вынужденным переселенцам;

регулирование процессов внешней трудовой миграции в целях реализации на территории Москвы Указа Президента РФ от 16.12.93г. N 2146 "О привлечении и использовании на территории РФ иностранной рабочей силы".

1. Регулирование процессов вынужденной миграции

1.1 Вынужденная  миграция  из  регионов РФ
и ближнего зарубежья

За период 199О-1994гг. статус беженцев и вынужденных переселенцев в Москве получили 14,8 тыс. человек, из них 6,8 человек - в 1991г., когда поток беженцев был особенно велик. После 01.07.92г. с принятием новых нормативных документов, разрешающих регистрацию беженцев только при наличии прямых родственников, постоянно проживающих в Москве, и до конца 1994г. , из 24,5 тыс. человек, обратившихся в Службу, зарегистрировано 5,4 тыс. человек (22,2%).

В 1995г., особенно в I квартале, поток обратившихся в Службу значительно возрос. В связи с военными действиями в Чечне в I кв. 1995г. в Службу обращалось до 200 человек в день. Всего число обращений в I квартале составило более 3,0 тыс. человек. Во II квартале поток беженцев и вынужденных переселенцев составил 1,8 тыс. человек (60,0% от общего числа обратившихся в I кв.), в III кв. 2,2 тыс. человек ( 72,6% от показателей за I кв. и 120,9% - за II кв.) и в IV кв. - 549 чел. (18,1% к I кв., 30,1% ко II кв., 24,9% к III кв.).

Всего в 1995г. в Службу обратилось 7,6 тыс. человек, в том числе из Чечни - 51,0% от общего числа обратившихся, Азербайджана 12,О%, Абхазии - 8,0%, Грузии - 5,0%. На долю этих четырех регионов бывшего Союза ССР приходится 77,0% всех обратившихся в 1995г.

В соответствии с приказом ФМС России в центры временного размещения Тверской, Новгородской, Курганской и Самарской областей из Москвы направлено более 8ОО человек.

Остальные семьи получили консультации и были направлены (при условии личного согласия) в места проживания родственников. При этом для каждой семьи был оплачен и организован проезд до места проживания за счет средств ФМС России.

Еженедельно в Службе проводятся заседания Комиссии по распределению жилья беженцам и вынужденным переселенцам, зарегистрированным в г.Москве, выделяемого из фонда ФМС России в других регионах России. На постоянное место жительства из столицы в 1995г. выехало 16О человек (8О семей).

За 1995г. в Службе зарегистрировано 112О вынужденных мигрантов, или 14,7% от общего числа обратившихся, в том числе 762 беженца (68%) и 354 вынужденных переселенцев (38%).

Всего за 1995г. снялось с учета 232 человека, в том числе 219 беженцев и 13 вынужденных переселенцев.

Учитывая ожидаемую численность впервые зарегистрированных в 1995г. и то, что часть мигрантов, ранее зарегистрированных и проживающих в Москве, снимется с учета в связи с выездом в другие регионы России, общая численность беженцев и вынужденных переселенцев в Москве на конец 1995г. составит 15,4 тыс. человек (оценка).

Служба систематически производит выплаты единовременных денежных пособий из средств республиканского бюджета остро нуждающимся беженцам и вынужденным переселенцам, оплату проезда к местам их размещения, оказывает другие предусмотренные законом формы материальной помощи. Всего в 1995г. было израсходовано на оказание материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам более 200,0 млн.руб.

В настоящее время на территории Москвы проживает около 40 национальных групп вынужденных мигрантов и беженцев. Наиболее крупные группы составляют армяне (54%) и русские (29%). Численность и удельный вес русских в составе беженцев в последнее время устойчиво возрастают.

Основными "поставщиками" вынужденных мигрантов остаются Азербайджан, Таджикистан, Грузия , в том числе Абхазия, а из регионов России - Чечня. Наблюдается рост масштабов вынужденной миграции за счет притока из других регионов России. Продолжает нарастать поток вынужденной миграции славян из стран Балтии (главным образом из Латвии).

Обострение социально-политической ситуации в государствах нового зарубежья и в самой России, расширение географии межнациональных конфликтов, экономический кризис предопределяют дальнейшее усиление миграционных потоков на территорию Москвы.

Прогнозируются следующие тенденции вынужденной миграции из регионов России и ближнего зарубежья на территорию Москвы в 1996г.:

поток обращений беженцев и вынужденных переселенцев в Службу составит 7,5-8,0 тыс. человек;

зарегистрируются 750-800 беженцев и вынужденных переселенцев;

снимутся с учета в связи с выездом в другие регионы России и страны - 160-180 человек;

общее число зарегистрированных в Службе на конец 1996г. составит 16 тыс. человек (если не произойдет резких изменений в условиях предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца в Москве).

1.2. Вынужденная внешняя миграция

Реформы в политической и экономической сфере создали условия вхождения Москвы в систему международных миграционных процессов, в том числе потоков лиц, ищущих политическое убежище.

В 1995г. в Службу обратилось более 4,6 тыс. граждан из стран дальнего зарубежья, в основном из Афганистана (77,8%) и Сомали (20,5%). Выданы ходатайства на выезд в третьи страны 225 человек, 70 человек отправлены в Центр временного размещения "Очер" Пермской области, от 409 человек приняты заявления о предоставлении статуса беженца, от 967 человек о предоставлении политического убежища, в основном от граждан из Афганистана.

Указом Президента РФ от 26.07.95г. N 763 введено в действие Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. В Положении устанавливается, что ходатайство подается по месту нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства. Учитывая, что большая часть лиц, ходатайствующих о предоставлении политического убежища, сосредоточена в Москве, а также прогнозируемый рост обращений по соответствующему поводу (особенно из развивающихся стран, в частности из Афганистана), нагрузка на Службу резко возрастет.