Недействующий

Об утверждении Программы содействия занятости населения г.Москвы на 1996 год (утратило силу на основании постановления правительства Москвы от 18.03.97 N 194)

Приложение к подпрограмме
"Государственное управление
охраной труда"

ПРОГРАММА
первоочередных мероприятий  по введению в
действие Основ законодательства  Российской
Федерации  об  охране  труда  в  г.Москве
на  1996-1997годы

ПРОГРАММА
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ
В ДЕЙСТВИЕ ОСНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В г.МОСКВЕ
НА 1996-1997 годы

1. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Программа первоочередных мероприятий по введению в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда в г.Москве на 1996-1997 г.г. (далее по тексту - "Программа") подготовлена в соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года N 843 " О мерах по улучшению условий и охраны труда" и п.2.4. Московского трехстороннего соглашения на 1995 год между правительством, профсоюзами и предпринимателями. Программа разработана Департаментом труда и занятости правительства Москвы совместно с Научным центром социально-производственных проблем охраны труда при участии Московской Федерации профсоюзов, Московского городского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий.

Программа подготовлена с учетом фактического состояния условий и охраны труда в г.Москве на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях города.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ

Целью реализации программных мероприятий является обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятиях города, сохранение жизни и здоровья москвичей в процессе труда.

К числу первоочередных задач Программы относятся разработка и внедрение городской системы нормативно-правовых и экономических мер, обеспечивающих создание безопасных условий труда и социальную защиту работающих в условиях многообразия форм собственности. Для этого необходимы подготовка и осуществление правовых, организационных, санитарно-гигиенических и других мероприятий в области охраны труда.

Программой определены следующие приоритеты:

законодательное и нормативное обеспечение охраны труда;

создание системы государственного управления охраной труда;

обеспечение социального партнерства в регулировании государственной политики в области охраны труда;

формирование экономического механизма стимулирования деятельности работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда;

организация обучения по охране труда;

информационное обеспечение и пропаганда в области охраны труда;

научное обеспечение охраны труда.

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Состояние условий и охраны труда на предприятиях г.Москвы продолжает оставаться неблагоприятным. Только на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, занято около 120 тыс. человек или более 11% от общего числа работающих в этих отраслях, более 20 тыс. человек заняты тяжелым физическим трудом.

Закономерным результатом неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость. Ежегодно в Москве регистрируется 350 - 400 случаев профессиональных заболеваний, из них 40% у женщин в возрасте до 45 лет. Отмечается рост тяжелых профессиональных заболеваний, приводящих к инвалидности. Так, процент работников, ставших инвалидами I - II группы по профзаболеваниям, в 1988 году составил 4% в 1991 году - 10%, в 1994 году - 25%, что свидетельствует о серьезных последствиях воздействия вредных производственных факторов.

За работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда получает льготы и компенсации каждый третий работник. Вредные производственные факторы оказывают неблагоприятное воздействие на состояние экологической обстановки в городе. Более 1,5 тысяч московских предприятий являются загрязнителями атмосферного воздуха в жилых районах. Среди них особо выделяются Московский нефтеперерабатывающий завод, Люблинский литейно-механический завод, заводы "ЗИЛ", "Динамо" и др.

На предприятиях города ежегодно происходит около 10 тыс. несчастных случаев, при этом погибает 250-300 человек, около 400 человек становятся инвалидами труда. Вследствие полученных травм потери рабочего времени ежегодно составляют около 300 тыс. человеко-дней, что равносильно ежедневному невыходу на работу более одной тысячи человек. Из-за травм в промышленности города в течение года ежедневно не работают 500 человек, в строительных организациях - 150 человек.

Сложившееся положение с охраной и условиями труда в городе обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, неудовлетворительной организацией безопасного производства работ, нарушениями технологических процессов, трудовой и производственной дисциплины, отсутствием, неэффективностью или неиспользованием защитных ограждений и средств индивидуальной защиты.

По данным Мосгоркомстата износ основных фондов в промышленности города за последние 10 лет возрос с 30% до 44%.В срочной замене нуждаются около 80% парка энергетического оборудования, до 60% литейных машин и металлорежущих станков, свыше 50% подъемно-транспортных средств. В металлообработке средние сроки службы оборудования составляют 26,5 лет, темпы же его обновления и модернизации не более 2% в год, что в два-три раза ниже установленных нормативов.

В строительном производстве эксплуатируется до 60% старых моделей машин и механизмов, удельный вес техники с истекшими сроками использования составляет более 40%, а по отдельным ее видам, например, башенным кранам - около 50%.

Более 5% всех несчастных случаев со смертельным исходом происходит из-за неисправности машин, механизмов, оборудования. Если процесс замены устаревшего оборудования не ускорится, то в ближайшие годы можно ожидать значительный рост уровня травматизма.

Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных инвестиционных, материально-технических и финансовых затрат, решение многих вопросов по охране труда сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы в этой области, отсутствием государственной системы управления охраной труда и сложностями формирования Государственной инспекции труда по г.Москве, осуществляющей функции надзора и контроля за соблюдением требований законодательства и нормативных актов по охране труда. Не создан экономический механизм, побуждающий предпринимательские структуры принимать эффективные меры по созданию здоровых и безопасных условий труда.

Формирование рыночных отношений предопределяет необходимость социального партнерства для выработки и реализации главных направлений в создании нормальных условий труда и жизнедеятельности человека на производстве, обеспечении социальной защиты трудящихся, совершенствовании соответствующей законодательной и нормативной базы.

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Исходя из анализа сложившегося положения в области охраны труда, представляется целесообразным в первую очередь провести работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы в этой области.

Федеральными органами власти, в развитие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, утвержден в 1994 - 1995 годах ряд законодательных и нормативных актов, определяющих основные направления государственной политики в области охраны труда. В последующие годы должны быть введены единые нормативные требования по охране труда для предприятий всех форм собственности и сфер хозяйственной деятельности. Проводится пересмотр государственных стандартов, норм, правил и других нормативных документов по охране труда бывшего Союза ССР. Городской орган государственного управления охраной труда будут принимать участие в рассмотрении проектов законодательных и нормативных актов РФ и подготовке по ним предложений с учетом интересов Москвы.

Введение в действие и исполнение федеральных законов и нормативов потребует разработки и утверждения ряда городских нормативных актов. В первую очередь Программой предусмотрена подготовка следующих нормативных и распорядительных актов и методических документов: