Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 30 января 1996 года N 93
ПРОГРАММА
содействия занятости населения г.Москвы
на 1996 год
ВВЕДЕНИЕ
Программа содействия занятости населения г.Москвы на 1996г. (далее - Программа) разработана Департаментом труда и занятости совместно с другими департаментами и комитетами правительства Москвы, префектурами административных округов, согласована с Московской Федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией союзов промышленников и предпринимателей, Координационным комитетом содействия занятости населения г.Москвы и Городской Думой.
Программа является неотъемлемой частью системы городских целевых программ, направленных на реализацию социально-экономической политики правительства Москвы.
Программа нацелена на решение следующих приоритетных задач:
стабилизация существующего уровня занятости населения, обеспечение социальных гарантий безработных, содействие гражданам, потерявшим и ищущим работу или желающим поменять профессию, в трудоустройстве; удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу; предотвращение массовых увольнений;
оказание финансовой помощи работодателям, создающим и сохраняющим рабочие места; совершенствование системы компенсационных выплат и организации общественных работ; участие в санации предприятий, признанных в установленном законом порядке банкротами; обеспечение рационального использования средств Фонда занятости населения г.Москвы;
поддержка малого бизнеса, создание и оснащение социально-деловых центров (бизнес-центров, центров делового партнерства, бизнес-инкубаторов, центров поддержки молодежи, инициативы и т.д.);
развитие системы охраны труда на предприятиях Москвы, социального партнерства и коллективных договоров;
регулирование миграционных процессов;
участие ресурсов Фонда занятости населения Москвы в обеспечении мероприятий по поддержке социальной сферы города;
развитие структуры городских органов по труду, занятости и миграции населения, укрепление их материально-технической и социальной базы.
Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития г.Москвы на 1996г., анализа и прогноза ситуации на рынке труда города.
Реализация мероприятий Программы обеспечена финансированием в основном за счет средств Фонда занятости г.Москвы. Кроме того, предусмотрено финансирование мероприятий по обустройству беженцев и регулированию вынужденной миграции за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной миграционной программы.
ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
ИТОГИ 1995 года
Рынок труда г.Москвы в 1995 году формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города. Реализация государственных, межрегиональных и территориальных программ, изменения в финансовой, инвестиционной и налоговой политике, структурные изменения в экономике непосредственно отразились на состоянии занятости населения и формировании рынка труда.
Кризисные явления в экономике города, демографической структуре населения и рынка труда, приведшие к сокращению численности населения, трудовых ресурсов и занятых в городском хозяйстве, существенно не повлияли на уровень безработицы в 1995г.
На конец 1995г. уровень безработицы в Москве был самым низким в Российской Федерации и составил в декабре 26,8 тыс.человек, или 0,56% от экономически активного населения. Одновременно с этим потребность предприятий, заявленная в службу занятости, составила 65 тыс. рабочих мест и вакантных должностей, большая часть которых непривлекательна или не является подходящей для безработных и ищущих работу граждан.
Численность занятых в экономике города, по оценкам Департамента труда и занятости, в 1995г. снизится на 72,3 тыс.человек по сравнению с предыдущим годом и составит 5074,4 тыс.человек. Это в основном связано с сокращением числа занятых в материальном производстве (в промышленности - на 90,1 тыс.человек, науке и научном обслуживании - на 63,5 тыс.человек, строительстве - на 6,8 тыс.человек). В 1995г. наблюдалось определенное замедление темпов сокращения численности занятых в городском хозяйстве (таблица 1), что было вызвано стабилизацией темпов спада объемов производства.
Таблица 1
Динамика отраслевой занятости населения за 1994-1996гг.
+----------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Единица ¦ 1994г. ¦ 1995г. ¦ 1996г. ¦
¦ П О К А З А Т Е Л И ¦измерен.¦ факт ¦ оценка ¦ прогноз¦
+----------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+----------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Численность постоянного населения ¦тыс.чел.¦ 8663,1 ¦ 8590,4 ¦ 8521,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Трудовые ресурсы ¦ - " - ¦ 6139,4 ¦ 6100,7 ¦ 6062,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Занято в народном хозяйстве, всего¦ - " - ¦ 5146,7 ¦ 5074,4 ¦ 5034,2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В материальном производстве, всего¦ - " - ¦ 3204,6 ¦ 3149,6 ¦ 3104,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ из него: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в промышленности ¦ - " - ¦ 1001,0 ¦ 910,9 ¦ 828,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на транспорте и связи ¦ - " - ¦ 372,7 ¦ 382,0 ¦ 391,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в строительстве ¦ - " - ¦ 681,8 ¦ 675,0 ¦ 668,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в торговле и общественном питании - " - ¦ 710,7 ¦ 717,1 ¦ 723,6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в материально-техническом снаб- ¦ - " - ¦ 47,1 ¦ 43,9 ¦ 40,9 ¦
¦ жении и сбыте, заготовках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в информационно-вычислительном ¦ - " - ¦ 22,5 ¦ 24,2 ¦ 26,0 ¦
¦ обслуживании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в организации общей коммерческой¦ - " - ¦ 235,7 ¦ 251,0 ¦ 267,3 ¦
¦ деятельности по обеспечению рынка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в прочих видах деятельности ма- ¦ - " - ¦ 133,1 ¦ 145,5 ¦ 158,3 ¦
¦ териального производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦В непроизводственной сфере, всего ¦ - " - ¦ 1942,1 ¦ 1924,8 ¦ 1929,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ из нее: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в жилищно-коммунальном хозяйстве¦ - " - ¦ 220,4 ¦ 226,9 ¦ 233,5 ¦
¦ непроизводственных видах бытово-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ го обслуживания населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в здравоохранении, физкультуре и¦ - " - ¦ 316,7 ¦ 325,6 ¦ 334,7 ¦
¦ социальном обеспечении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в народном образовании ¦ - " - ¦ 370,7 ¦ 368,1 ¦ 365,5 ¦
¦ в культуре и искусстве ¦тыс.чел.¦ 116,3 ¦ 116,9 ¦ 117,5 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в науке и научном обслуживании ¦ - " - ¦ 654,8 ¦ 591,3 ¦ 533,9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в кредитовании, финансах, стра- ¦ - " - ¦ 106,4 ¦ 143,5 ¦ 193,6 ¦
¦ ховании и пенсионном обеспечении¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в аппарате органов управления ¦ - " - ¦ 130,2 ¦ 124,0 ¦ 120,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ по найму ведением частного до- ¦ - " - ¦ 22,1 ¦ 24,0 ¦ 26,1 ¦
¦ машнего хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Из занятых в народном хозяйстве - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работающие: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на предприятиях и в организациях¦ - " - ¦ 2403,5 ¦ 1815,6 ¦ 1618,8 ¦
¦ государственной собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ на предприятиях смешанных форм ¦ - " - ¦ 1075,7 ¦ 1140,2 ¦ 1197,1 ¦
¦ собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в частно-предпринимательском ¦ - " - ¦ 1502,8 ¦ 1953,6 ¦ 2051,3 ¦
¦ секторе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в общественных объединениях и ¦ - " - ¦ 66,9 ¦ 67,0 ¦ 68,0 ¦
¦ организациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в совместных предприятиях ¦ - " - ¦ 97,8 ¦ 98,0 ¦ 99,0 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ учащиеся в трудоспособном воз- ¦ - " - ¦ 422,9 ¦ 421,0 ¦ 419,0 ¦
¦ расте, обучающиеся с отрывом от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ трудоспособное население в тру- ¦ - " - ¦ 296,7 ¦ 315,4 ¦ 317,2 ¦
¦ доспособном возрасте, занятое в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ личном подсобном и домашнем хо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ зяйстве и др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ лица, не занятые каким-либо ви- ¦ - " - ¦ 273,1 ¦ 289,9 ¦ 291,6 ¦
¦ дом деятельности и учебой (общая¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ численность безработных) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+
Вместе с тем, масштабы скрытой безработицы составляли 250-300 тыс.человек, а реальное число вакансий вторичной занятости, ежегодно создаваемых рабочих мест в малом и среднем бизнесе, превысили 300-350 тыс.мест. Это позволяло сдерживать переход скрытой безработицы в реальную, а рост объемов массового высвобождения работников был относительно незначительным (в 1995г. на 0,5 тыс. человек больше) по сравнению с предыдущим годом.
Наряду с этим важно отметить, что абсолютный рост среднесписочной численности безработных составил около 8 тыс.человек за 1995г. (с 19,1 тыс.человек в январе до 26,8 тыс.человек в декабре) и устойчиво нарастал ежемесячно на 500-700 человек.
Значительно возросло число граждан, которым для трудоустройства требуется дорогостоящая профессиональная подготовка и переподготовка. Повысился период между моментом регистрации безработных из числа научных и инженерно-технических работников, выпускников школ и других учебных заведений, женщин предпенсионного возраста, инвалидов и их трудоустройством в связи с ограниченным числом вакансий для данных категорий населения.
Кредиты, выделяемые правительствами РФ и Москвы, Фондом занятости населения г.Москвы предприятиям и организациям приоритетного значения, позволили сохранить жизнедеятельность многих предприятий и в основном избежать их банкротства и массового высвобождения работников.
Наблюдалось также снижение числа обращений в службу занятости высвобожденных работников, но увеличилось число обращений уволенных по собственному желанию по сравнению с 1994г. в связи с нерегулярной выплатой заработной платы и низким ее уровнем из-за неплатежеспособности предприятий, ухудшением жизненного уровня населения, увеличением масштабов скрытой безработицы.
По оценкам Департамента, общее число обращений граждан и работодателей в службу занятости в 1995г. составил более 1 млн. (на 8,7% больше по сравнению с 1994г.), в том числе обращений граждан в поисках работы - 780 тыс.
Численность граждан, обратившихся и зарегистрированных в службе занятости в поисках работы, на конец 1995г. составит более 200 тыс.человек (на 15% больше, чем в 1994г.).
В 1995г. Департамент направил в различные отрасли городского хозяйства около 160 тыс.человек. Было выдано около 500 тыс. предложений подходящей работы.