Недействующий

Об утверждении Программы содействия занятости населения г.Москвы на 1996 год (утратило силу на основании постановления правительства Москвы от 18.03.97 N 194)

Приложение
 к постановлению
Правительства Москвы
от 30 января 1996 года N 93

ПРОГРАММА
содействия занятости населения г.Москвы
на 1996 год


ВВЕДЕНИЕ

Программа содействия занятости населения г.Москвы на 1996г. (далее - Программа) разработана Департаментом труда и занятости совместно с другими департаментами и комитетами правительства Москвы, префектурами административных округов, согласована с Московской Федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией союзов промышленников и предпринимателей, Координационным комитетом содействия занятости населения г.Москвы и Городской Думой.

Программа является неотъемлемой частью системы городских целевых программ, направленных на реализацию социально-экономической политики правительства Москвы.

Программа нацелена на решение следующих приоритетных задач:

стабилизация существующего уровня занятости населения, обеспечение социальных гарантий безработных, содействие гражданам, потерявшим и ищущим работу или желающим поменять профессию, в трудоустройстве; удовлетворение спроса предприятий на рабочую силу; предотвращение массовых увольнений;

оказание финансовой помощи работодателям, создающим и сохраняющим рабочие места; совершенствование системы компенсационных выплат и организации общественных работ; участие в санации предприятий, признанных в установленном законом порядке банкротами; обеспечение рационального использования средств Фонда занятости населения г.Москвы;

поддержка малого бизнеса, создание и оснащение социально-деловых центров (бизнес-центров, центров делового партнерства, бизнес-инкубаторов, центров поддержки молодежи, инициативы и т.д.);

развитие системы охраны труда на предприятиях Москвы, социального партнерства и коллективных договоров;

регулирование миграционных процессов;

участие ресурсов Фонда занятости населения Москвы в обеспечении мероприятий по поддержке социальной сферы города;

развитие структуры городских органов по труду, занятости и миграции населения, укрепление их материально-технической и социальной базы.

Приоритеты Программы определены на основе прогноза социально-экономического развития г.Москвы на 1996г., анализа и прогноза ситуации на рынке труда города.

Реализация мероприятий Программы обеспечена финансированием в основном за счет средств Фонда занятости г.Москвы. Кроме того, предусмотрено финансирование мероприятий по обустройству беженцев и регулированию вынужденной миграции за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной миграционной программы.

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
ИТОГИ 1995 года

Рынок труда г.Москвы в 1995 году формировался под влиянием процессов, происходивших в социально-экономической жизни города. Реализация государственных, межрегиональных и территориальных программ, изменения в финансовой, инвестиционной и налоговой политике, структурные изменения в экономике непосредственно отразились на состоянии занятости населения и формировании рынка труда.

Кризисные явления в экономике города, демографической структуре населения и рынка труда, приведшие к сокращению численности населения, трудовых ресурсов и занятых в городском хозяйстве, существенно не повлияли на уровень безработицы в 1995г.

На конец 1995г. уровень безработицы в Москве был самым низким в Российской Федерации и составил в декабре 26,8 тыс.человек, или 0,56% от экономически активного населения. Одновременно с этим потребность предприятий, заявленная в службу занятости, составила 65 тыс. рабочих мест и вакантных должностей, большая часть которых непривлекательна или не является подходящей для безработных и ищущих работу граждан.

Численность занятых в экономике города, по оценкам Департамента труда и занятости, в 1995г. снизится на 72,3 тыс.человек по сравнению с предыдущим годом и составит 5074,4 тыс.человек. Это в основном связано с сокращением числа занятых в материальном производстве (в промышленности - на 90,1 тыс.человек, науке и научном обслуживании - на 63,5 тыс.человек, строительстве - на 6,8 тыс.человек). В 1995г. наблюдалось определенное замедление темпов сокращения численности занятых в городском хозяйстве (таблица 1), что было вызвано стабилизацией темпов спада объемов производства.

Таблица 1

Динамика отраслевой занятости населения за 1994-1996гг.

+----------------------------------------------------------------------+
¦                                  ¦Единица ¦ 1994г. ¦ 1995г. ¦ 1996г. ¦
¦       П О К А З А Т Е Л И        ¦измерен.¦  факт  ¦ оценка ¦ прогноз¦
+----------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦                1                 ¦   2    ¦   3    ¦   4    ¦   5    ¦
+----------------------------------+--------+--------+--------+--------¦
¦Численность постоянного населения ¦тыс.чел.¦ 8663,1 ¦ 8590,4 ¦ 8521,2 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦Трудовые ресурсы                  ¦ - " -  ¦ 6139,4 ¦ 6100,7 ¦ 6062,0 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦Занято в народном хозяйстве, всего¦ - " -  ¦ 5146,7 ¦ 5074,4 ¦ 5034,2 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     в том числе:                 ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦В материальном производстве, всего¦ - " -  ¦ 3204,6 ¦ 3149,6 ¦ 3104,9 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     из него:                     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в промышленности                ¦ - " -  ¦ 1001,0 ¦  910,9 ¦  828,9 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  на транспорте и связи           ¦ - " -  ¦  372,7 ¦  382,0 ¦  391,6 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в строительстве                 ¦ - " -  ¦  681,8 ¦  675,0 ¦  668,3 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в торговле и общественном питании - " -  ¦  710,7 ¦  717,1 ¦  723,6 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в материально-техническом снаб- ¦ - " -  ¦   47,1 ¦   43,9 ¦   40,9 ¦
¦  жении и сбыте, заготовках       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в информационно-вычислительном  ¦ - " -  ¦   22,5 ¦   24,2 ¦   26,0 ¦
¦  обслуживании                    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в организации общей коммерческой¦ - " -  ¦  235,7 ¦  251,0 ¦  267,3 ¦
¦  деятельности по обеспечению рынка        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в прочих видах деятельности ма- ¦ - " -  ¦  133,1 ¦  145,5 ¦  158,3 ¦
¦  териального производства        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦В непроизводственной сфере, всего ¦ - " -  ¦ 1942,1 ¦ 1924,8 ¦ 1929,3 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦     из нее:                      ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в жилищно-коммунальном хозяйстве¦ - " -  ¦  220,4 ¦  226,9 ¦  233,5 ¦
¦  непроизводственных видах бытово-¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  го обслуживания населения       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в здравоохранении, физкультуре и¦ - " -  ¦  316,7 ¦  325,6 ¦  334,7 ¦
¦  социальном обеспечении          ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в народном образовании          ¦ - " -  ¦  370,7 ¦  368,1 ¦  365,5 ¦
¦  в культуре и искусстве          ¦тыс.чел.¦  116,3 ¦  116,9 ¦  117,5 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в науке и научном обслуживании  ¦ - " -  ¦  654,8 ¦  591,3 ¦  533,9 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в кредитовании, финансах, стра- ¦ - " -  ¦  106,4 ¦  143,5 ¦  193,6 ¦
¦  ховании и пенсионном обеспечении¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в аппарате органов управления   ¦ - " -  ¦  130,2 ¦  124,0 ¦  120,0 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  по найму ведением частного до-  ¦ - " -  ¦   22,1 ¦   24,0 ¦   26,1 ¦
¦  машнего хозяйства               ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦Из занятых в народном хозяйстве - ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦работающие:                       ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  на предприятиях и в организациях¦ - " -  ¦ 2403,5 ¦ 1815,6 ¦ 1618,8 ¦
¦  государственной собственности   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  на предприятиях смешанных форм  ¦ - " -  ¦ 1075,7 ¦ 1140,2 ¦ 1197,1 ¦
¦  собственности                   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в частно-предпринимательском    ¦ - " -  ¦ 1502,8 ¦ 1953,6 ¦ 2051,3 ¦
¦  секторе                         ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в общественных объединениях и   ¦ - " -  ¦   66,9 ¦   67,0 ¦   68,0 ¦
¦  организациях                    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  в совместных предприятиях       ¦ - " -  ¦   97,8 ¦   98,0 ¦   99,0 ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  учащиеся в трудоспособном воз-  ¦ - " -  ¦  422,9 ¦  421,0 ¦  419,0 ¦
¦  расте, обучающиеся с отрывом от ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  производства                    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  трудоспособное население в тру- ¦ - " -  ¦  296,7 ¦  315,4 ¦  317,2 ¦
¦  доспособном возрасте, занятое в ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  личном подсобном и домашнем хо- ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  зяйстве и др.                   ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦                                  ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  лица, не занятые каким-либо ви- ¦ - " -  ¦  273,1 ¦  289,9 ¦  291,6 ¦
¦  дом деятельности и учебой (общая¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦  численность безработных)        ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+----------------------------------------------------------------------+

Вместе с тем, масштабы скрытой безработицы составляли 250-300 тыс.человек, а реальное число вакансий вторичной занятости, ежегодно создаваемых рабочих мест в малом и среднем бизнесе, превысили 300-350 тыс.мест. Это позволяло сдерживать переход скрытой безработицы в реальную, а рост объемов массового высвобождения работников был относительно незначительным (в 1995г. на 0,5 тыс. человек больше) по сравнению с предыдущим годом.

Наряду с этим важно отметить, что абсолютный рост среднесписочной численности безработных составил около 8 тыс.человек за 1995г. (с 19,1 тыс.человек в январе до 26,8 тыс.человек в декабре) и устойчиво нарастал ежемесячно на 500-700 человек.

Значительно возросло число граждан, которым для трудоустройства требуется дорогостоящая профессиональная подготовка и переподготовка. Повысился период между моментом регистрации безработных из числа научных и инженерно-технических работников, выпускников школ и других учебных заведений, женщин предпенсионного возраста, инвалидов и их трудоустройством в связи с ограниченным числом вакансий для данных категорий населения.

Кредиты, выделяемые правительствами РФ и Москвы, Фондом занятости населения г.Москвы предприятиям и организациям приоритетного значения, позволили сохранить жизнедеятельность многих предприятий и в основном избежать их банкротства и массового высвобождения работников.

Наблюдалось также снижение числа обращений в службу занятости высвобожденных работников, но увеличилось число обращений уволенных по собственному желанию по сравнению с 1994г. в связи с нерегулярной выплатой заработной платы и низким ее уровнем из-за неплатежеспособности предприятий, ухудшением жизненного уровня населения, увеличением масштабов скрытой безработицы.

По оценкам Департамента, общее число обращений граждан и работодателей в службу занятости в 1995г. составил более 1 млн. (на 8,7% больше по сравнению с 1994г.), в том числе обращений граждан в поисках работы - 780 тыс.

Численность граждан, обратившихся и зарегистрированных в службе занятости в поисках работы, на конец 1995г. составит более 200 тыс.человек (на 15% больше, чем в 1994г.).

В 1995г. Департамент направил в различные отрасли городского хозяйства около 160 тыс.человек. Было выдано около 500 тыс. предложений подходящей работы.