Приложение N 1
к распоряжению
Премьера Правительства Москвы
от 22 апреля 1996 г. N 395-РП
Записка о состоянии и перспективах развития
общественных работ в г. Москве
Организацию оплачиваемых общественных и временных работ Департамент труда и занятости проводит с 1991 года. За это время более 80 тысяч москвичей были направлены на общественные работы, организованные в различных сферах жизнеобеспечивающего комплекса города.
Создаются временные дополнительные рабочие места для подростков и молодежи. Ежегодно удваивается число юношей и девушек, работающих на благоустройстве городских и пришкольных территорий, занимающихся ремонтом школьных зданий, учебных пособий и инвентаря.
Вместе с тем общественные работы еще не стали действенным инструментом, способным влиять на ситуацию на рынке труда, а также оказывать содействие Правительству Москвы в решении проблем, стоящих перед городом.
Существующая практика организации работ, нормативные документы, разработанные в 1992 году, не учитывают сегодняшней ситуации.
Так, к работам предусматривалось привлекать прежде всего официально зарегистрированных безработных, которых в Москве было всего 25 тыс. чел., из них свыше 65% - женщины среднего и пожилого возраста. Безусловно эти люди не могут составить основу работников на тяжелых и непрестижных временных работах.
Недостаточно эффективно привлекаются в этом направлении средства Фонда занятости. По имеющимся нормативам они выделяются только предприятиям - организаторам работ на компенсационной основе для оплаты труда безработных. Процесс выплат длителен и деньги зачастую доходят до работника через 1 - 1,5 месяца. Как результат всего 5% зарегистрированных в службе занятости москвичей принимают участие в общественных работах.
За этим фактом стоят неудовлетворенность многих безработных предлагаемыми им рабочими местами дворников, грузчиков и переборщиков овощей, а также недостаточно энергичные действия Департамента труда и занятости по расширению предлагаемого перечня общественных работ за счет соответствующих высокому образовательному уровню безработных интеллектуальных видов деятельности.
Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что в административных округах не удалось пока наладить четкую систему информирования ищущих работу граждан о возможностях службы занятости.
Проведенный в конце 1995 года социологический опрос среди населения города показал, что 91% из числа обратившихся в Департамент ищущих работу граждан хотели бы иметь дополнительный заработок. Особенно много желающих подработать среди студентов и граждан, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения содержания.
В последнее время с особой остротой встал вопрос об эффективности использования создаваемых временных рабочих мест. Так, в 1995 году для проведения оплачиваемых общественных работ в приоритетных отраслях городского хозяйства организованы свыше 57 тыс. мест, в то же время всего 23 тыс. человек было направлено на эти работы. По мнению экспертов образовавшиеся вакансии могли бы занять ищущие работу жители столицы, студенты и другие социально не защищенные категории граждан, которые по формальным признакам не имеют права участвовать в общественных работах, финансируемых из Фонда занятости населения Москвы.
Масштабы участия москвичей в общественных и временных работах объективно сдерживаются громоздкостью и неповоротливостью существующего механизма финансирования, не позволяющего работникам быстро получать вознаграждение за труд и отпугивающего работодателей - потенциальных поставщиков новых рабочих мест.
Приведенный анализ ситуации с временной занятостью в городе позволяет сделать вывод, что при изменении подходов к организации общественных работ, они смогут существенно снизить напряженность на рынке труда, предоставить дополнительный заработок многим тысячам нуждающихся в нем москвичей и оказать помощь городским властям в решении вопросов благоустройства города, организации сезонной торговли, дорожного строительства и т.п.
В этих целях Департамент предлагает следующие практические шаги:
- дополнить перечень общественных и временных работ новыми видами деятельности, отвечающими высокому образовательному уровню безработных и не требующими дополнительной профессиональной подготовки;
- упростить порядок расчетов с участниками общественных работ, устранить бюрократию и волокиту в их организации, предусмотрев 100%-ную компенсацию из бюджета Фонда занятости населения Москвы заработной платы безработных, ищущих работу граждан, студентов и других социально не защищенных категорий жителей, работающих на объектах в рамках подготовки к 850-летию Москвы;
- принять участие в возрождении движения студенческих строительных отрядов и организации трудовой четверти для подростков в летних лагерях труда и отдыха, разработать и осуществить совместные программы с общественными организациями и объединениями, имеющими социальную направленность;
- разрешить участие в оплачиваемых общественных работах не только безработных, а всех граждан, ищущих работу;
- используя созданное Департаментом городское унитарное предприятие "Мосгортруд", создать выездные агентства занятости, позволяющие оперативно регистрировать и оплачивать труд участников общественных работ, применяя в т.ч. поденную и еженедельную формы оплаты;
- обеспечить граждан Москвы регулярной информацией о возможностях трудоустройства на общественные и временные работы;
- изготовить и разместить на территории города соответствующую наружную рекламу.
Реализация предлагаемых мер позволит разгрузить рынок труда, решить важные задачи, стоящие перед Правительством Москвы накануне юбилея города.