Недействующий

О Концепции управления средствами бюджета Москвы и взаимодействии с банковской системой города (утратило силу на основании распоряжения Мэра Москвы от 10.10.2016 N 703-РМ)

4. Система формирования городского бюджета
 и осуществления контроля за его исполнением

4.1. Анализ существующей системы формирования бюджета

В настоящее время система функционирования бюджета определена бюджетным положением, в соответствии с которым бюджет формируется и утверждается в целом по отрасли. После утверждения бюджетных показателей производится постатейное распределение расходов без увязки с объемами необходимых работ, предусмотренными городскими программами ( городским заказом ). Действующая система не обеспечивает действенного контроля за целевым, эффективным использованием средств.

4.2. Конкретизация планирования и осуществления бюджетных расходов

Необходимость повышения качества планирования бюджетных расходов требует улучшения системы бюджетных показателей. Имеется в виду создание Единого московского бюджетного классификатора (ЕМБК) с минимизацией статей прочего характера (не содержащих конкретной расшифровки) и расширением перечня конкретных направлений расходов на стадии планирования. Это даст возможность осуществления экспертной оценки всех планируемых бюджетных показателей и снижения доли обобщающих (нераспределенных) расходов.

Конкретизация бюджетных расходов должна осуществляться и на уровне представления отраслевыми органами управления бюджетных запросов в виде заполнения стандартных форм, что позволит провести всесторонний анализ обоснования этих расходов.

Утверждение бюджетных показателей также должно проводиться в соответствии с бюджетным классификатором (ЕМБК).

Все расходы, осуществляемые городом в адрес негородских систем, подлежат финансированию через соответствующий отраслевой городской орган управления. Прогнозирование и финансирование расходов неотраслевого характера целесообразно производить через Финансово-хозяйственное управление мэрии. Тем самым будет устранена сложившаяся тенденция превращения Департамента финансов г.Москвы в бухгалтерско-кассовую систему.

4.3. Пути совершенствования прогнозирования бюджетных показателей

Возможности уточнения сложившейся системы прогнозирования бюджета г.Москвы видятся в определении объемов городского заказа на конкретные внутригородские нужды в соответствии с объемом доходных источников городского бюджета. С учетом сложившихся инфляционных процессов должна быть увеличена доля резервных фондов в составе бюджета при одновременной максимально подробной росписи бюджетных статей, направляемых на оплату городского заказа.

Представляется необходимым внедрение в практику составления проекта городского бюджета ежегодной бюджетной инструкции, содержащей требования к прогнозируемым бюджетным материалам, представляемым отраслевыми органами управления городом (отраслевые департаменты, комитеты и главки).

Представляется целесообразным формирование бюджетного послания мэра Московской городской Думе как в натуральных, так и в стоимостных показателях, с таким расчетом, чтобы прогноз социально-экономического развития города на планируемый год отражался лишь в том объеме, в каком он обеспечивается бюджетом. При наличии внебюджетных форм финансирования городского заказа финансовые расчеты его обеспечения должны формироваться соответствующими отраслевыми системами, несущими ответственность за выполнение данных расчетов и аккумуляцию таких средств.

4.4. Организация процесса составления бюджета и обучения сотрудников, участвующих в нем

В формировании бюджета принимают участие экономические структуры разных уровней. К ним относятся департаменты экономической политики, финансов, территориальные и отраслевые экономические службы. Спрогнозированный проект бюджета представляется на рассмотрение Мэру и после одобрения направляется им для утверждения в Городскую Думу.

Система обучения сотрудников, занимающихся организацией бюджетного процесса, подразумевает изучение и внедрение новых стандартных форм отраслевых бюджетных запросов, проведение семинаров по изучению опыта работы в данном направлении, освоение компьютерных методов разработки бюджетных документов на этапах формирования проекта и фактического исполнения смет.

4.5. Техническое и программное обеспечение для компьютеризации процесса составления и исполнения бюджета

Основу программного и технического обеспечения процесса формирования бюджета должны составить внедрение ежегодной бюджетной инструкции, содержащей универсальные (межотраслевые) и специальные (отраслевые) натуральные и финансовые показатели бюджетного классификатора (ЕМБК), и компьютерная обработка информации, содержащейся как в отраслевых бюджетных запросах, так и в отчетности бюджетных учреждений, составляемой по структуре ЕМБК. Для функционирования такой технической системы важное значение будет иметь формирование (определение) базы данных для экономических расчетов.

4.6. Внедрение основ казначейского метода исполнения бюджета

Для повышения уровня контролируемости расходования бюджетных средств, их целевого и эффективного использования предполагается внедрение в окружных финансовых управлениях казначейского метода исполнения бюджета.

Внедрение казначейского метода исполнения бюджета предусматривает закрытие счетов распорядителей счетов (управления культуры и досуга, управления здравоохранения, управления народного образования, акционерного общества "Коммунальное хозяйство", дирекций единого заказчика), а также низовых бюджетных организаций и непосредственную оплату их платежных документов с филиального бюджетного счета окружного финансового управления. В этих целях при финансовом управлении административного округа целесообразно создание бухгалтерско-казначейского центра на правах отдела.

В своей деятельности центр руководствуется Конституцией и Законами Российской Федерации, Положением о бухгалтерско-казначейском центре, а также приказами и распоряжениями финансового управления округа и его вышестоящей организации.

Основными задачами и функциями бухгалтерско-казначейского центра являются:

- Осуществление финансирования бюджетных учреждений в строгом соответствии с утвержденными сметами расходов. Финансирование бюджетных организаций, не располагающих такими сметами, прекращается.

- Обеспечение всеобъемлющего предварительного и текущего контроля по соответствию видов затрат назначения по смете расходов бюджетного учреждения. При поквартальном утверждении бюджетных показателей города внедряется практика разработки квартальных смет всеми финансируемыми учреждениями.

- Осуществление расчетных операций за товары и услуги, предоставленные учреждением, состоящем на бюджете г.Москвы и расположенном на территории округа.