Недействующий

О Концепции управления средствами бюджета Москвы и взаимодействии с банковской системой города (утратило силу на основании распоряжения Мэра Москвы от 10.10.2016 N 703-РМ)

2. Цели управления средствами бюджета

     

2.1. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов

Под повышением эффективности использования финансовых ресурсов города понимается снижение неиспользованных остатков на счетах бюджетных организаций и предприятий до размера необходимых средств в обороте, пополнение городской казны за счет начисления процентов по остаткам бюджетных средств на счетах, оптимизация размеров перечисления средств финансовыми органами и сокращение сроков прохождения платежей.

Возможны:

- постепенный переход на финансирование бюджетных расходов на городском уровне только через отраслевые органы управления, исключая множественность распорядителей кредитов, рост их общего числа и прямое финансирование с основного бюджетного счета городских систем;

- подготовка и экспериментальное внедрение в отдельных административных округах г.Москвы казначейского метода исполнения бюджета, предусматривающего закрытие счетов распорядителей кредитов и непосредственную оплату их платежных документов с филиальных счетов бюджета окружных финансовых управлений;

- оперативное краткосрочное использование финансовыми органами города временно свободных бюджетных поступлений для их вложения в доходные бумаги и размещения на краткосрочные депозиты;

- допуск в расчетный оборот банковских векселей и их использование в качестве платежного средства в расчетах между муниципальными предприятиями и поставщиками услуг, что даст возможность сократить взаимную задолженность между предприятиями, ускорить расчеты, пополнить городской бюджет за счет дисконта по курсу векселей;

- использование прогрессивных методов осуществления платежей, в том числе осуществление расчетов посредством автоматизированной клиринговой системы, основанной на применении механизма многостороннего взаимозачета без предварительного депонирования средств на счетах банков-участников;

- создание службы экспедирования бумажных расчетных документов по платежам бюджетных организаций.

Параллельно должны быть разработаны предложения по соответствующему изменению структуры окружных финансовых управлений, концепция системы контроля за достоверностью предъявляемых платежных документов, объемов выполненных работ и оказанных услуг, оплачиваемых за счет средств бюджета.

2.2. Повышение управляемости средствами бюджета, формирование правовой базы функционирования бюджетных счетов и элементов банковского контроля за ними

Управляемость средствами бюджета включает в себя наличие правовой и информационной системы взаимоотношений, позволяющей оперативно (с определенной периодичностью) контролировать денежные потоки по счетам учреждений, организаций, предприятий и органов управления, а также соответствие направлений расходования бюджетных средств утверждаемой смете.

В инфляционных условиях возможно неоднократное уточнение и переутверждение смет учреждений и организаций. Представляется уместным при поквартальном утверждении бюджетных показателей города внедрить разработку квартальных бюджетных смет всеми финансируемыми учреждениями.

В связи с этим необходимо введение прямой ответственности отраслевых органов управления городскими системами за целевое и эффективное использование бюджетных ресурсов, за аккумуляцию и расходование внебюджетных средств по единым принципам и правилам, закрепленным в соответствующих законах г.Москвы.

Все распорядители кредитов обязаны иметь договор с банками, предусматривающий права и обязанности банков и держателей счетов по расчетно-кассовому обслуживанию бюджетных и внебюджетных средств. Целесообразно введение (восстановление) банковского контроля за целевым использованием финансовых ресурсов посредством осуществления оценки направлений и объемов проводимых платежей, а также проверки соответствия результатов выполненных работ назначению платежа, указанному в платежном документе.

2.3. Формирование бюджетного кодекса г.Москвы

В сложившейся практике принято считать достаточным для осуществления бюджетного процесса как на государственном, так и на территориальном уровнях наличие законодательного (нормативного) акта, описывающего бюджетный процесс. Такой документ представляет собой смесь норм и процедурных графиков, сопровождающих бюджетный процесс. Между тем, в стране отсутствует узаконенный свод правил разработки бюджета, стандартных формуляров по его объему и содержанию, жестких сроков (с точки зрения продолжительности) рассмотрения проекта законодательными органами. Кроме того, реально не разделены истинные правомочия исполнительной власти в части фактически складывающегося исполнения бюджета.

В этих условиях представляется необходимым создание как на государственном уровне, так и на уровне субъектов федерации свода нормативных документов в виде бюджетного кодекса. На данном этапе содержание такого кодекса в г.Москве видится в следующих компонентах:

- Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе;

- Закон о разделении полномочий в бюджетной сфере между органами представительной и исполнительной власти в области бюджетных отношений;

- Закон (инструкция) о правилах и нормах составления бюджета субъекта федерации;

- Закон (инструкция) о правилах и нормах исполнения бюджета субъекта федерации;

- Закон о продолжительности бюджетных процедур в процессе рассмотрения, утверждения бюджета и отчета о его исполнении.

Во всех перечисленных законах должны быть введены нормы ответственности для обеих ветвей власти в случае принятия или непринятия тех или иных решений в ходе реализации бюджетного процесса. Учитывая отсутствие сколько-нибудь серьезного фундамента для принятия подобного рода законов в российской практике, представляется, что разработка указанных документов потребует не менее двух лет.

2.4. Обеспечение сохранности бюджетных средств, обращаемых в банковской системе

В условиях нестабильности банковской системы представляется необходимым создать и обеспечить функционирование системы отслеживания степени надежности банков, допущенных к обслуживанию бюджетных и внебюджетных счетов г. Москвы. С этой целью необходимо утверждение Правительством Москвы экономических нормативов для банков, занятых обслуживанием бюджетных и внебюджетных счетов города, и осуществление систематической проверки их соблюдения. Представляется уместным создание при Департаменте финансов Экспертного совета ( с включением в его состав опытных аналитиков из банковской и финансовой систем ), призванного проводить регулярный мониторинг финансового положения как уполномоченных банков (банков-агентов), так и банков, претендующих стать таковыми. Результаты мониторинга подлежат докладу руководству города.