Мобилизация небюджетных средств, в том числе частных финансов и личных сбережений граждан, на развитие жилья массового спроса обеспечивается на основе консолидации бюджетного и небюджетного жилищного финансирования. При этом бюджетные средства выполняют роль гаранта, катализатора и организатора процесса консолидации всех жилищных ресурсов в единый жилищный фонд. Являясь главным условием привлечения денежных средств из других источников, бюджетные средства создают также материальную основу государственного регулирования деятельности рыночных структур.
Процесс консолидации жилищного финансирования из государственных и частных источников будет способствовать не только развитию муниципального жилья, но также сопровождаться созданием в общественном секторе новых, альтернативных форм предоставления субсидируемого жилья через некоммерческие жилищные организации: ассоциации, компании и кооперативы. Одновременно расширится социальная база потребителей, все больше социальных групп будет охватываться массовым субсидируемым жильем. Различные запросы и возможности этих групп требуют дифференцированного подхода как к субсидированию, так и к количеству и стоимости предоставляемого жилья, к соотношению вклада семьи и государства в покрытие жилищных расходов.
Для организации консолидируемых финансовых источников предлагается создание Фонда развития массового жилья (Фонд развития жилищного строительства).
Фонд развития массового жилья должен быть независимой общественной организацией, создаваемой на основании закона об альтернативных формах субсидируемого государством массового жилья и призван осуществлять координацию общественной, благотворительной и коммерческой деятельности, способствующей увеличению, улучшению, надлежащему содержанию и справедливому использованию жилья некоммерческих общественных организаций.
В Фонд развития массового жилья Москвы (ФРАМЖ) включить три ключевые структуры:
Жилищная корпорация - агентство правительства города.
Движение добровольных жилищных обществ, представленное Московской ассоциацией жилищных обществ (МАЖО);
Жилищно-муниципальный ссудо-сберегательный банк Москвы (ЖМССБ).
ФРАМЖ возглавляется Координационным советом в составе Председателя, заместителя председателя и трех представителей структур, входящих во ФРАМЖ - жилищной корпорации Москвы, МАЖО, ЖССБ. Председатель и заместитель председателя Координационного совета Фонда назначаются мэром Москвы.
Жилищная Корпорация Москвы создается для содействия развитию добровольных жилищных обществ. В круг ее обязанностей должно входить:
- оказание методической помощи жилищным обществам;
- финансирование строительных программ жилищных обществ путем предоставления краткосрочных кредитов и грантов на рефинансирование этих кредитов и кредитов муниципалитетов;
- контроль за использованием финансов и распределением жилищного фонда;
- рассмотрение и утверждение ежегодных финансовых отчетов жилищных обществ;
- разработка ежегодных строительных программ и их утверждение;
- инструктаж, организация обмена опытом и методическая помощь домовым комитетам, управления домами и жилищными обществами в их повседневной деятельности.
Жилищная Корпорация должна являться агентством правительства Москвы, непосредственно подчиненным Департаменту муниципального жилья и иметь своих уполномоченных при жилищных комитетах административных округов.
Добровольные жилищные общества, ассоциации - второй и важнейший структурный компонент Фонда развития жилья.
Жилищные ассоциации являются организациями, которые не ставят перед собой цель получения прибыли; они контролируются акционерами, которые в своей работе не преследуют финансовых интересов. Они полностью независимы от местных органов управления, - хотя могут получать значительные общественные средства. Они представляют собой альтернативную форму, действующую за пределами обычного разделения на общественный и частный сектор.
К добровольным жилищным обществам можно отнести жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), жилищные кооперативы (ЖК), молодежные жилищные комплексы (МЖК), жилищные товарищества (товарищества собственников квартир).
Жилищно-муниципальный ссудо-сберегательный банк Москвы-третий структурный элемент Фонда развития массового жилья. Его задача осуществлять все банковские операции, связанные с финансами жилищной корпорации и жилищных обществ из бюджетных и небюджетных источников, включая обслуживание:
- краткосрочных кредитов и грантов жилищной Корпорации;
- краткосрочных кредитов муниципалитетов;
- кредитов страховых и пенсионных фондов;
- кредитов ипотечных банков;
- выплат государственных жилищных пособий членам жилищных обществ;
- выплат ссуд на погашение первого взноса при оформлении ипотек на покупаемое жилье;
- ипотечных кредитов членам жилищных обществ;
- накопительных жилищных счетов граждан;