Москва, как субъект Российской Федерации, компетентна регулировать гражданско-правовые отношения в жилищной сфере, определяющие порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, условия и порядок эксплуатации, капитального ремонта жилых домов, переустройства и перепланировки жилых помещений, оплаты жилья и т.д.
Решающим образом на условия и возможности правового регулирования комплекса жилищных отношений влияет складывающаяся структура жилья.
Жилищный фонд дифференцируется по субъектам права собственности на следующие разновидности:
- государственная собственность (федеральная, субъекта РФ);
- муниципальная собственность;
- частная собственность граждан и юридических лиц.
В зависимости от правового режима использования жилых помещений жилищный фонд приобретает совершенно новую структуру, имеющую особое значение для жилищного законодательства:
- жилищный фонд социального использования;
- жилищный фонд потребительского использования гражданами-собственниками и совместно с ними проживающими;
- доходные жилые дома (жилые помещения), используемые собственниками для извлечения прибыли.